Новое время

 новости, Украина, эксклюзивные комментарии, аналитика
UA RU

Умирающий Киев

Кристина Абрамовская Кристина Абрамовская

Журналист, литератор

Если сравнить Киев с живым организмом, то он вообще непонятно как функционирует – многие его части поражены гангреной, пробраться сквозь них невозможно, а оживить их никто и не пытается

Недавно застряла в час пик на Петровке. Не знаю, что стало причиной, но машины встали наглухо со всех сторон, тревожно плакали сирены “Скорой помощи”, сигналили водители, забито было все – и полоса общественного транспорта, и прилегающие тротуары. Водители готовы были прыгать на отбойники и делать хотя бы что-то, только бы вырваться из этого ада, но весь город спешил домой на окраины в семибальных пробках.

Почему так происходит? Дело не только в плохих дорогах и безответственных водителях, в отсутствии нормального общественного транспорта и толковой системы работы светофоров. Если сравнить Киев с живым организмом, то он вообще непонятно как функционирует – многие его части поражены гангреной, пробраться сквозь них невозможно, а оживить их никто и не пытается.

У урбанистики есть несколько важных правил, выстраданных тысячелетиями с тех пор, как какой-то кочевник додумался осесть в этом прекрасном месте на холме у реки и окружить его стеной. Тогда он еще не предполагал, во что выльется его изобретение – мегаполисы, напоминающие гигантские ульи, тому доказательство. Людям все больше и больше нравится жить в городах, они массово переезжают из сел поближе к супермаркетам и кинотеатрам. Этот процесс можно будет остановить только после изобретения телепортации, не раньше.  

В Киеве никто не озабочен планом развития города. Нет внятной стратегии застройки 

А пока приходится учитывать некоторые нюансы. Самый главный: город – это для пешеходов. Не для вот этих металлических воняющих гробов, из-за которых невозможно пройти ни по улице, ни по тротуарам. И в связи с концепцией “город для пешеходов” – любые подземные и надземные переходы – это зло, от которого в цивилизованном мире стараются уже избавляться, чтобы пешеходам не приходилось преодолевать препятствия.

Как же обойтись без автомобилей? А вот так – построить максимально компактный город, где всюду можно дойти пешком. Я работаю на прекрасно распланированном Подоле, сразу за которым начинается такая унылая промзона, что не верится – ведь буквально за поворотом бурлит хипстерская жизнь. Если бы градостроителям прошлого сказали, что прямо в центре их компактной крепости можно выстроить пустырь, занимающий половину всего пространства – они не поверили бы и на всякий случай отрубили кому-нибудь голову.

Но почти в центре Киева есть огромное пустое пространство, забитое складами сантехники, СТО, автомойками, чисткой форсунок и скупкой палет. Его бы очистить от этого мусора и оживить, застроив домами, отдав пустые склады художникам под мастерские, галереи или парки развлечений. И престижный Подол не заканчивался бы на кинотеатре Жовтень, а плавно перетекал в Куреневку и Петровку с модными снова-таки блошиным и книжным рынком и торговыми центрами.

На набережную Днепра невозможно смотреть без содрогания, с ее клошарами и неизменным запахом урины и выхлопных газов – в центре любой европейской столицы и менее экспрессивные реки выглядят гораздо лучше. Робкие попытки облагородить ее упираются в огромную опухоль порта (seriously? На Днепре есть судоходство?) Что важного происходит за этими заборами, ради чего пришлось перекрыть доступ к реке на таком огромном пространстве? Неужели автомойки, склады и “развал-схождение” важнее культурного досуга горожан?

Если проанализировать Киев, то таких мест с пустырями, давно закрытыми производствами, пустующими развалинами – более чем достаточно, чтобы не осваивать Академгородок за пределами окружной дороги, увеличивая нагрузку на и без того перегруженные дороги (отсутствующий общественный транспорт, привет!), или чтобы не строить кошмарные вертикальные фавелы на Харьковском или Позняках. И при этом не пришлось бы вырубать так любимые всеми деревья и застраивать парки, разрушать Сенной рынок и детские площадки.  А киевлянам – не проводить столько времени в маршрутках, в пробках за рулем, пытаясь добраться с работы домой и обратно. А освободившееся время – потратить на самообразование в области хорошего вкуса (чтобы не было потом ужасных пластиковых балконов и кондиционеров на домах XIX века)

Для сравнения – площадь Парижа, где проживают 2,244 млн. человек  - 105.4 км². Площадь Киева - 839 км². Даже при количестве проживающих - 2,804 млн. человек это все равно в пять раз меньшая плотность населения, чем в Париже, который занимают и огромные музеи (не чета киевским), и парки, и королевские дворцы.

Но в Киеве никто не озабочен планом развития города. Нет внятной стратегии застройки, есть только интересы разных групп лиц, хаотично застраивающих микрорайоны без инфраструктуры, разрывая и без того умирающий город на части. Все эти пустыри и мусорные места кому-то же принадлежат – кому неинтересно, что будет с Киевом завтра, потому что хочется побольше урвать уже сегодня.

В других городах то же самое – никогда не забуду прекрасный дом в стиле “модерн”, мимо которого проезжала каждый день в детстве. Недавно рассказали знающие люди, что во время перестройки и приватизации его захапал себе какой-то чиновник, но не смог дать ему ладу, в результате чего дом пришлось снести. Теперь на его месте парковка – прекрасное культурное наследие потомкам. Но это, к сожалению, уже совсем другой вопрос.

Больше мнений здесь

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев