Новое время

 новости, Украина, эксклюзивные комментарии, аналитика
UA RU

О пользе диалога. Почему чиновникам пора научиться говорить с людьми

Диана Кладова Диана Кладова

Эксперт в области коммуникации, PR-консультант

Государство должно говорить со своими гражданами. Об изменениях, достижениях, целях и проблемах

Иначе людям сложно дать оценку дню сегодняшнему, а завтрашний – пугает неизвестностью. Госорганы в целом и каждый отдельно взятый чиновник – продолжение государства. Его руки, уши и голос.

В Украине чиновники говорят с людьми очень мало. В этом большая проблема. Половина недовольства наших граждан положением дел в стране вызвана тем, что они недостаточно хорошо осведомлены о происходящем.

В интернете информации от государства много. Но какой? Формализмы министерств и госструктур, сообщения о помощи каких-то фондов и принятых законопроектах, нескончаемая борьба с нескончаемой коррупцией. Эти тексты редко дают ответ, как эти большие события скажутся на жизни рядового украинца. А ведь политика и коммуникация государства эффективны лишь в том случае, если гражданин легко может дать ответы на простые базовые вопросы. Например, как принятый закон повлияет на мою жизнь? Смогу ли я получить достойную медицинскую помощь? Есть ли у моих детей шанс получить образование в этой стране?

Вы слышали хоть об одном из министерств, систематически проводящем встречи с рядовыми служащими из бизнеса, подведомственной сферы? Чтобы Минэнерго встречалось с шахтерами, Минфин с банковскими служащими, а сотрудники профильных департаментов ОГА у себя «на местах» обсуждали с простыми людьми актуальные вопросы? Не с ГО и журналистами, а с обычными гражданами?

Для европейских госслужащих граждане – это «выгодоприобретатели», клиенты и акционеры государства в одном лице

Между тем, личная коммуникация – это самый эффективный способ донести информацию. В ней есть интерактив, возможность задать конкретный волнующий тебя вопрос, получить ответ. Это хорошо знают политтехнологи, потому и уделяют большое внимание встречам с избирателями во время предвыборных кампаний. Знают это и эффективные руководители. Каждую неделю, по пятницам, Майкл Цукерберг собирает всех сотрудников Facebook в столовой кампуса и отвечает на вопросы. Спорные ситуации решаются в зародыше, вместо того чтобы перерастать в проблему.

Когда-то попав на тренинг ЕС по коммуникациям, я была поражена и восхищена тем, как европейские коллеги из пресс-службы МинАПК Польши, говорили о своей целевой аудитории – гражданах. Их называли не иначе, как «beneficiaries», в переводе на русский – «выгодоприобретатель». Не аудитория, не электорат, не любимое нашими политиками «населення». Для европейских госслужащих граждане – это «выгодоприобретатели», клиенты и акционеры государства в одном лице. Страна живет за счет налогов своих «выгодоприобреталей», относится к ним с соответствующим уважением.

Это прямо отражается в коммуникации. Например, после вступления Польши в ЕС многие фермерские хозяйства должны были быть существенно модернизированы. Чтобы подготовить фермеров к изменениям в 2007-2013 гг. в стране организовали большую информационную кампанию и создали более 300 локальных информационных центров. В них каждый фермер мог получить необходимую информацию о реформе, консультацию юриста, время от времени проводились встречи в формате «вопрос-ответ». К слову, эти инфоцентры работают в Польше до сих пор.

Тогда же были сформированы коммуникационные группы из сотрудников польского МинАПК. Они ездили по стране, встречались с людьми и объясняли, зачем государство меняет старую систему. Начальник  каждого департамента раз в неделю в рабочем порядке покидал свой кабинет в Варшаве и ехал в глубинку, в маленький городок какого-то воеводства. И это было эффективно. Фермеры получали максимально полную информацию, с меньшим опасением относились к реформам, полученное знание распространялось – друзьям, коллегам, родственникам. А государство даже без соцопросов знало «чем живут» и «что болит» у ее «beneficiaries».

Я глубоко убеждена, что украинцы нуждаются в таком же диалоге с государством. Во всех сферах. Государство в лице чиновников должно встречаться со своими выгодоприобретателями. На организованных встречах и собраниях, на страницах в соцсетях, во время онлайн-конференции, всеми доступными способами говорить с людьми об имениях и новых возможностях. Да, такие встречи требуют ресурса. Помещений, людей, денег. Да, ЕС выделил Польше 27 миллионов евро на коммуникационную кампанию о реформе агросектора, а в украинском госсекторе таких бюджетов на коммуникацию нет. Но это не значит, что государству не нужно говорить с людьми. Есть несколько простых способов, не требующих больших бюджетов, но дающих конкретный результат.

Способ №1. Фейсбук как инструмент прямых изменений. В ФБ «живет» множество выгодоприобретателей украинского государства. Своими комментариями и сообщениями пользователи генерирует огромный массив информации, который государству можно и нужно трансформировать в реальные изменения. Качественная консультация, а не формальная отписка – первый шаг к лояльности. Конкретные действия на основе информации из ФБ – проверка нерадивого чиновника, выезд МЧС или живой круглый стол с участниками жаркой онлайн-дискуссии – начало партнерства гражданина и государства.

Способ №2. Личные встречи. Поначалу они могут быть немноголюдны, а пришедшие граждане – настроены скептически. Но поверьте, те, кому действительно важно знать – придет. И понесет полученное знание в массы.

Способ №3. «Погружение в среду». Практика показала, что очень полезно устраивать «дни открытых дверей» и показывать людям, как все работает изнутри. Это позволяет гражданам лучше осознать возможности государства и свои права в нем, а чиновникам – стать ближе к проблемам людей.

И напоследок. Говорить должно не только государство. Граждане тоже должны с ним говорить. Не молчать о проблемах годами, а потом в один момент выдавать тираду, где много эмоций, но мало конструктива. Даже если попадется олдскульный чиновник, от вида которого киснет молоко, все-равно нужно с ним говорить. Мы должны научиться вести диалог с друг-другом. Это нелегкий путь. Но только так мы построим здоровое общество.

Присоединяйтесь к телеграмм-каналу Мнения Нового Времени  

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев