Новое время

 новости, Украина, эксклюзивные комментарии, аналитика
UA RU

Пункты трезвости для Украины

Мустафа Найем Мустафа Найем

Народный депутат (БПП) 

Ежегодно на дорогах Украины погибает от 3 до 4 тысяч человек. Причина каждый пятой смерти на дорогах – вождение транспортных средств в нетрезвом состоянии

Это самый большой показатель среди стран ЕС – в два раза больше среднеевропейских цифр. Сейчас в Украине вопросом безопасности на дорогах занимается большое количество общественных организаций. В ноябре прошлого года мы с командой гражданской платформы LEAD office, поддерживающей Нацполицию, присоединились к инициативе "За безпечні дороги" и решили уделить вниманию именно аспекту нетрезвого вождения.

На сегодняшний день уже подготовлен ряд наработок и передан Национальной полиции.

Итак, мы предлагаем внедрить комплекс мер – законодательных и процедурных, которые уже работают в других странах мира. Во-первых, внедрить так называемые «пункты трезвости». Во-вторых, криминализировать вождение транспорта в нетрезвом состоянии (то есть, вместо административной ввести уголовную ответственность).

1. Внедрение «пунктов трезвости»

Юридическим языком это называется внедрение «Мест обязательной проверки водителей транспортных средств на состояние опьянения». Принцип "пунктов проверки трезвости" предусматривает, что на определенных участках дороги устанавливается дополнительный знак об обязательной остановке любого автомобиля и прохождении водителем экспресс-теста на определение алкоголя в крови.

В Швеции ежегодно проводят более 2.500.000 обязательных экспресс-тестов. В Финляндии ежегодно подобный тест проходит более 40% водителей

Этот «велосипед» придумали не мы. Обязательные выборочные экспресс-тесты на состояние опьянения существуют в 23 странах ЕС, в 15 из которых на законодательном уровне урегулирована организация пунктов проверки трезвости.

Например, в Швеции ежегодно проводят более 2.500.000 обязательных экспресс-тестов. В Финляндии ежегодно подобный тест проходит более 40% водителей. В Голландии с увеличением количества проверок вдвое - количество подтвержденных случаев управление в состоянии опьянения уменьшилась на 25%..

Как это сделать у нас

1. Места обязательной проверки и срок проверки определяют уполномоченные лица.

2. Решение об определении мест должно быть в письменной форме и предъявляться по требованию водителя во время проверки. Конкретное место, время и продолжительность проверки должно быть определено соответствующим решением не позднее, чем за 1 день до такой проверки;

3. Обязательная проверка может осуществляться в отношении всех водителей, в том числе, без признаков опьянения;

4. Отказ от прохождения проверки и/или подтверждения состояния опьянения во время проверки (положительный результат на драгера или ином техническом средстве) являются основаниями для прохождения освидетельствования на состояние опьянения в общем порядке;

5. В местах проведения обязательной проверки полицейский может применять специальные технические устройства для определения опьянения или предложить водителю пройти соответствующий тест в определенном месте;

6. Места проверки обустраивают дополнительными временными знаками

Как показывает опыт других стран, помимо прямого назначения – выявления нетрезвых водителей, «пункты трезвости» имеют еще и высокий превентивный эффект. Как правило, такие пункты устанавливаются в то время и в том месте, где с большей вероятностью могут проезжать водители в состоянии алкогольного опьянения.

Самая большая проблема – это убеждение наших водителей, что если ты ничего не нарушаешь, управлять автомобилем можно и в нетрезвом состоянии. Во-первых, потому что это никому не вредит, а во-вторых, потому что полиция тебя все равно не остановит. Введение пунктов трезвости заставляет водителей привыкнуть к мысли, что остановить и проверить могу любого водителя, независимо от того, нарушил он ПДД или нет.

2. Криминализация пьянства за рулем

Нужно внести изменения в Уголовный кодекс и установить уголовную ответственность за управление транспортными средствами в состоянии опьянения. В частности, добавить ст.286-1 УК Украины, в которой предусмотреть уголовную ответственность за:

1. Управление в состоянии алкогольного опьянения при условии, что уровень алкоголя в крови выше 0,8 промилле; 
2. Управление в состоянии наркотического опьянения или под действием лекарственных или других препаратов, снижающих уровень реакции независимо от уровня опьянения;
3. Отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения.

Такой путь имеет и юридические недостатки. Например, возникнет проблема допустимости доказательств, поскольку сотрудники патрульной полиции имеют право составлять протоколы только об административных, а не уголовных правонарушениях.

Из той ситуации есть два выхода:

а) в случае фиксации управления транспортом в состоянии алкогольного опьянения предусмотреть в ЗУ «О Национальной полиции» право для патрульных полицейских собирать доказательств (составление протокола, видео фиксацию, задержания лица) и внести соответствующие изменения в ст.86 УПК Украины;
б) в подзаконных актах предусмотреть создание отдельной должности следователя в каждом управлении полиции, который будет выезжать на случаи фиксации вождения в состоянии алкогольного опьянения.

Впрочем, проблема криминализации пьянства за рулем может быть решена и путем принятия закона об уголовных проступках. И насколько я понимаю, в МВД уже существует соответствующий законопроект, регистрация которого задерживается по бюрократическим причинам – нет единой позиции по уже зарегистрированному законопроекту в Раде. Будем ждать.

Текст опубликован с разрешения автора

Оригинал

 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев