Новое время

 новости, Украина, эксклюзивные комментарии, аналитика
UA RU

Как Украине добиться успеха. Опыт Польши

Кшиштоф Становски Кшиштоф Становски

Экс-заместитель министра иностранных дел Польши, экс-президент Фонда Международной Солидарности

Путь страны к стабильному росту связан с реформами местного самоуправления и образования

За последние тридцать лет Украина пережила три революции: Революция на граните (1990 г.), Оранжевая революция (2004-2005 гг.) и Революция достоинства (2013-2014 гг.). Каждая из них отстаивала разные ценности. Первая – о праве на независимость, вторая –  о справедливых выборах, третья – о праве выбирать геополитическое направление страны.

Для поляков, планировавших революцию 1980-х годов и участвовавших в ней, ключевым моментом было создание окна возможностей – наличие идеи, четких требований, плана реформ и готовых лидеров. Каждой стране предоставляется возможность перемен в среднем раз в пятьдесят лет. Украина, похоже, является исключением и получает свой шанс каждые десять лет. Польша предприняла несколько попыток, чтобы стать более независимой и подготовленной. В течение 124 лет восстания и безуспешные попытки вернуть независимость происходили в Польше раз в тринадцать лет. Каждое новое поколение хотело этого и было готово это сделать. Варшавское восстание 1944 года, протесты в Познани 1956 года, студенческие демонстрации в марте 1968 года, польские протесты 1970 года, протесты рабочих в 1976 году и страйк Солидарности 1980 года – все эти попытки подготовили Польшу к нужному моменту.

У Польши не было лишь одного – лидера. Лех Валенса, безусловно, стал героем. В то время было много лидеров, их заместителей и помощников. Последним поручили готовиться к тому, чтобы продолжить дело, если представителей первых двух уровней арестуют или убьют. Такая подготовка должна основываться на прививании ценностей и чувства ответственности перед страной. И когда, наконец, наступит время перемен, важно получить множество кандидатов на посты в государственной службе.

На этапе подготовки самообразование играет решающую роль. В Польше публиковалось около тысячи разных еженедельных подпольных газет, хотя тех, кто занимался их выпуском, могли посадить в тюрьму на три года во время военного положения. Это означало, что цензура оказалась неэффективной.

Если вы не хотите ждать «хорошего царя», единственной альтернативой является передача полномочий местным органам власти

Обсуждение реформ в Польше началось за пять лет до 1989 года. Оно проводилось в тюрьмах, университетах и образовательных кружках. Это означало, что в момент перемен Польша была готова к этим реформам.

Когда наступает время для реформ, их нужно проводить быстро. План Бальцеровича реализовали за 90 дней, а реформа местного самоуправления была проведена уже через 180 дней после формирования первого правительства. Реализация реформ особенно важна и необходима в первые дни, потому что люди готовы идти на жертвы. После того, как поляки успешно провели революцию, они не отправились по домам. Они принялись за реформы. Их следующей задачей стало внесение реальных изменений на местном уровне. С реформами всегда так: первые 10 лет –  самые сложные, поскольку не до конца понятно, какое влияние они оказывают.

В то время как Москва хочет, чтобы Украина сосредоточилась на войне, будущее Киева зависит от проведения реформ. В противном случае он не только упустит возможности, представленные последней революцией, но и поставит под угрозу собственную независимость. Путь Украины к стабильному росту связан с реформами местного самоуправления и образования. Это еще одна философия национального строительства и еще один способ взять на себя ответственность за одну конкретную общину, не дожидаясь, пока центральное правительство сделает все за вас. Децентрализация – не только самая важная реформа для Украины, но и самый дешевый вариант.

Без этих реформ Украина всегда будет ждать сильного лидера. Если вы не хотите ждать «хорошего царя», единственной альтернативой является передача полномочий местным органам власти.

В апреле-мае 2014 года конституционная децентрализация, казалось, была уже практически реализована. К сожалению, этого так и не произошло. Двумя реформами были внесены изменения в налоговый и бюджетный кодексы, которые выделяли средства местным органам власти и объединенным территориальным общинам.

Настоящие изменения в Украине происходят там, где есть объединенные общины. Они наделены реальными полномочиями, деньгами и могут проводить местную политику. Жители более 40 городов Украины теперь гораздо активнее участвуют в местном самоуправлении благодаря механизму бюджетирования. Они получают возможность представлять различные проекты и голосовать за них. Люди должны иметь возможность считать деньги, принимать решения и делать ошибки на этом пути. Но это будут их ошибки, а не президентские, и они будут учиться на них. Только когда люди начнут ощущать ответственность и сформируют объединенные общины, по крайней мере, на половине территории страны, мы сможем сказать, что реформы в Украине необратимы.

Нет необходимости убеждать украинцев в важности развития местного самоуправления. Они и так понимают это и готовы к этому, но у них есть одно условие: уверенность, что это реальная сделка, а не шутка.

Вторая важная реформа – образование. Школа является первым государственным учреждением, в котором формируются отношения между индивидуумом и государством. Люди готовы платить за улучшение качества образования для своих детей. Польша значительно улучшила качество своего образования, передав его местному самоуправлению. Школы должны стать культурными центрами общин, быть открытыми для НПО и родителей, учить детей не только в стенах класса, иметь демократические образования и структуры, в том числе советы студенческого самоуправления, ассоциации родителей и учителей, советы преподавателей и т.д.

И в качестве заключения. Реформы местного самоуправления в Польше были успешными, потому что они были аполитичными. В польских городах были профессиональные мэры, а не политики. Опыт Польши свидетельствует о необходимости убрать политику и партийную принадлежность из муниципального управления, а также найти профессионалов без политических амбиций.

Новое Bремя обладает эксклюзивным правом на публикацию материалов Atlantic Council. Републикация полной версии текста запрещена

Оригинал

Больше мнений здесь

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев