Новое время

 новости, Украина, эксклюзивные комментарии, аналитика
UA RU

Зачем Киеву Музей пропаганды СССР?

Владимир Вятрович Владимир Вятрович

Историк, глава Украинского института национальной памяти

Владимир Вятрович: Избавляясь от маркеров режима, европейцы возвращали себе публичное пространство

Владимир Вятрович: Избавляясь от маркеров режима, европейцы возвращали себе публичное пространство

Такие объекты составляют далеко не художественную ценность. Главная задача их музеефикации и демонстрации — осмысление

На момент падения киевского Ленина на Бессарабке Украина оставалась едва ли наиболее ленинизованной страной в мире. 8 декабря 2013 года, когда мирные демонстранты сбросили с постамента вождя тоталитарного коммунистического режима, стартовал стихийный украинский ленинопад, который через полтора года — 9 апреля 2015 — был одобрен парламентом в рамках “декомунизационного пакета законов”.

Кадры падения Ленина в окружении десятков тысяч протестующих, облетевшие мир, напомнили европейцам подобные картины 25 летней давности. “Бархатные” революции, которые охватили под-коммунистическую часть Европы, начиная с 1989-го года тоже сопровождались свержением символов тоталитарного правления.

Избавляясь от маркеров режима, европейцы возвращали себе публичное пространство. Украинская Революция Достоинства не только завершила цикл собственно украинских революционных событий, имевших целью обретение свободы после десятилетий оккупации. Она была очень похожа на события в соседних Польше, Чехии, Словакии, Болгарии, Германии, странах Балтии. Мирный протест и очистка от символов пропаганды на пути к свободной Европе — украинцы на Майдане вызвали не только интерес, но и понимание. Поэтому законодательный акт, который осудил преступления коммунизма и нацизма и урегулировал правовое поле для избавления от ежедневного присутствия символов СССР стал логичным шагом демократической трансформации.

Волна декоммунизации прокатилась по Украине во второй раз после 1991-го и наконец очистила карту страны от тоталитарной пропаганды. На протяжении двух лет люди выбрали новые названия для 51493 улиц и 987 городов и сел, демонтированы 1320 “ленинов” и еще 1069 коммунистических идолов.

Украинцы свыклись с палачами в топонимике и получили палачей у власти

Закон Украины “Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики” также создал законодательные механизмы для сохранения и музеефикации объектов, имеющих художественную ценность. Организованный демонтаж, осуществленный ответственными органами власти или местного самоуправления, сохранил ряд объектов, которые составят основу экспозиции создаваемого в столице Музея монументальной пропаганды СССР.

На протяжении семи десятилетий советской оккупации Украина потеряла миллионы жителей, которые стали жертвами репрессий, депортаций, геноцида и погибших в войнах. Именно на украинцах коммунисты отрабатывали механизмы тоталитарной трансформации общества. Эти практики потом были применены для порабощения стран Центрально-Восточной Европы. Модель “добровольного” вхождения в соцлагерь под дулами советских автоматов предусматривала ликвидацию экономических свобод, ограничение прав людей, физическое истребление несогласных и интенсивную пропагандистскую атаку.

Плотно маркированное символами тоталитаризма пространство — один из элементов такой информационной оккупации. На момент падения СССР Украина была второй в мире по числу постаментов Ленину — 5500. Через 23 года их оставалось все равно немало — 1500. Общая длина «советских» улиц страны составляла около 12,5 тысяч километров. Если соединить такие улицы в одну, она будет простираться от Киева до Австралии.

Ильичей в Украине — в сопоставимых цифрах — разместили вдвое больше, чем в самой России. Подавляющее большинство постаментов — типичные объекты, что часто отличались друг от друга лишь размером и материалом исполнения. Но тоталитаризм проникал в жизнь общества настолько глубоко, что вдохновлял или заставлял работать на себя и талантливых людей. Так появились произведения, которые будут интересны следующим поколениям.

Для вновь создаваемого в Киеве по инициативе городского совета Музея тоталитарной пропаганды СССР такие объекты составляют далеко не художественную ценность. Главная задача их музеефикации и демонстрации — осмысление.

Осмысление тоталитарного наследия с точки зрения социума — какую роль играли монументальные объекты для насаждения командно-административной системы управления.

Осмысления с точки зрения сопротивления и освободительного движения — что заставляло власть так интенсивно применять пропаганду?

Осмысления с точки зрения художника — как талантливой личности находить пространство для созидания в условиях тоталитарного правления?

Осмысление с точки зрения человека — насколько близко регулируемое публичное вмешивалось в частную жизнь?

Общественная дискуссия о тоталитарных памятниках до сих пор остается непростой. Политика декоммунизации предполагает принятие решений относительно объектов монументальной пропаганды в категориях этики. «Никогда снова!» – такое отношение общества к массовым убийствам и визуальным решениям, воспевшим преступный режим, формирует необходимый Украине иммунитет от тоталитаризма. Важным для этого будет образовательный вклад вновь создаваемого Музея монументальной пропаганды СССР.

Идея создания такого музея принадлежит европейским сообществам, которые прошли подобный нашему путь преодоления последствий тоталитарного прошлого. Парк Ґрутас в Литве и Парк Мементо в Венгрии выполняют прежде всего образовательную миссию.

Украина в этом ряду может предложить глубокое понимание тоталитарной пропаганды. 26 лет, которые понадобились украинцам, чтобы завершить декоммунизацию публичного пространства, показали: неосужденное зло может вернуться. Новейшая история Украины, к сожалению, стала иллюстрацией высказывания Вацлава Гавела "Если человек живет в окружении тоталитарной пропаганды и не замечает ее, значит пропаганда достигла своей цели" : украинцы привыкли к палачам в топонимике и получили палачей у власти.

Поэтому Музей монументальной пропаганды СССР в Киеве продемонстрирует также и угрозы неосмислення тоталитарного наследия в, казалось бы, свободной стране.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев