Новое время

 новости, Украина, эксклюзивные комментарии, аналитика
UA RU

Как Ryanair над Борисполем

Дмитрий Яблоновский Дмитрий Яблоновский

Старший экономист Центра экономической стратегии

Ситуация с отказом лоукостера Ryanair в выходе на украинский рынок выглядит так, словно отечественные чиновники ведут нас если не в ад монополии одного перевозчика, то точно не в светлое будущее дешевых перелетов

Я не знаю, “зрада” это или “перемога” — то, что крупнейший лоукостер Ryanair отказался от планов зайти в Украину. Но свое мнение по этому поводу я хотел бы сформировать, исходя из политики собственности государственного аэропорта Борисполь.

Во внушительной многоэтажке Мининфраструктуры за мои, налогоплательщика, деньги сидит достаточное количество чиновников, которым я делегировал управление транспортными госпредприятиями, в том числе и формулировку политики собственности — зачем я владею аэропортом. Но политики собственности нет. Есть мнение министра, который “за” приход в Борисполь лоукостеров, и мнение руководителя аэропорта, который считает: нужно развивать его как хаб, и спрашивать с него будут за прибыль предприятия, а не за появление в нем знаковых авиакомпаний.

Кроме формулирования политики собственности, я хотел бы, чтобы у Борисполя был независимый набсовет, состоящий в том числе и из зарубежных специалистов с опытом работы в крупнейших международных аэропортах — таких, как Хитроу, Джона Кеннеди или Шарля де Голля. Думаю, их опыт нам бы очень пригодился в переговорах с авиакомпаниями.

Несмотря на снижение сборов, новый лоукостер не пришел, и скидкой воспользовались компании, которые уже летают

Но поскольку у Борисполя нет политики собственности и набсовета, который смог бы мне компетентно объяснить, нужно ли нам соглашаться на условия Ryаnair, я не знаю, “зрада” это или “перемога” — отказ от сотрудничества с этим лоукостером.

Однако, пролистав за последние несколько дней с дюжину статей, десятки постов и сотни комментариев в социальных сетях на тему “Ryanair отказался выходить на украинский рынок”, я могу сказать, что кое‑что я все же знаю.

Из теории корпоративного управления я знаю, что функции регулятора (устанавливает тарифы и правила игры) и собственника госпредприятия должны быть разделены. Сейчас Минифраструктуры является собственником Борисполя и его регулятором. При этом оно делегировало часть функций регулятора регулируемой компании, предоставив возможность по своему усмотрению устанавливать скидки перевозчикам.

Также я знаю, что уже несколько лет как задекларирован план создания Национальной комиссии по регулированию транспорта, но не вижу реальных шагов по созданию такого независимого регулятора.

И еще я знаю, что для привлечения лоукостера 13 июня были снижены на $ 4 аэропортовые сборы. 25 июня аэропорт установил рекорд — обслужил 39,6 тыс. пассажиров, а это более 4 млн грн недополученных доходов от аэропортовых сборов только за один день. Несмотря на снижение сборов, новый лоукост не пришел, и скидкой воспользовались компании, которые уже летают, получив возможность повысить собственную рентабельность. Больше других от этого выиграл один не очень любимый пассажирами перевозчик, занимающий доминирующее положение на рынке.

Еще я узнал, что этот же перевозчик получает дополнительные скидки за количество пассажиров. С одной стороны, логично: чем большую выручку приносит клиент, тем меньше он платит за единицу услуги. Вот только разница, по словам руководителя Борисполя, может составлять до $ 10 за одного пассажира. Рационально ведущая себя компания с доминирующим положением на рынке будет использовать это финансовое преимущество для ограничения входа на рынок новых игроков. Насколько обоснованна тарифная политика аэропорта и Минифраструктуры, создающая такие стимулы?

С учетом описанных выше наблюдений, даже если верить в искренность благих намерений наших транспортных чиновников, все выглядит так, словно они ведут нас если не в ад монополии одного перевозчика, то уж точно не в светлое будущее дешевых перелетов.

Внедренные меры пока не показали эффективности в привлечении новых авиакомпаний, но уже привели к потерям от сборов. Несогласованность и изменчивость публичной позиции Мининфраструктуры и руководства Борисполя на протяжении переговоров вызывали недоумение. А на фоне последовательной и продуманной позиции Ryanair — также досаду и неуверенность: тем ли людям я делегировал управление своей собственностью — госпредприятием? Заслуживают ли они своей заплаченной из моих налогов зарплаты?

Но надежда есть. Возможно, выходом станет запланированная правительством передача аэропорта в концессию. Вряд ли будущий арендатор будет заинтересован в дальнейшем простое терминалов B и F. Лишенный в своей деятельности политических мотивов, ведомый желанием максимизации прибыли, уверен, он найдет способ привлечь в них новые авиакомпании.

Колонка опубликована в журнале Новое Время за 14 июля 2017 года. Републикация полной версии текста запрещена

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев