Новое время

 новости, Украина, эксклюзивные комментарии, аналитика
UA RU

Закон об образовании. Почему Украина проиграла в этой ситуации

Богдан Яременко Богдан Яременко

Дипломат, экс-генконсул Украины в Стамбуле, глава правления "Майдан закордонних справ", член партии "Укроп"

Что происходит с международной реакцией на «Закон об образовании»

Украина выбрала крайне неудачную манеру аргументации и отстаивания своей позиции.

Аргументы о том, что в Румынии или в Венгрии нет украинских школ вообще, работают против Украины. Почему вас, украинцев, это не интересовало сих пор?

Аргумент о защите прав школьников – представителей нацменьшинств на продолжение обучения в украинских вузах очень сомнителен. Прежде всего, у них есть право выбора, учиться в вузе. Далее, у них есть право выбора: поступать в вузы в Украине или за рубежом. Поэтому уровень владения украинским не столь уж и принципиален для реализации их прав.

Сомнителен аргумент о содействии возможности представителями нацменьшинств интегрироваться в систему госвласти Украины из-за повышения уровня владения украинским языком. Это их право, а не обязанность – работать в органах госвласти, избираться и так далее. Если гражданин Украины принимает решение жить вне системы госвласти – это его право. Только платил налоги. Знание украинского языка также не гарантирует трудоустройства в органах власти или победу на выборах.

Проблема в том, что этими и подобными аргументами мы на самом деле мы только маскируем свой страх и свои подозрения относительно нацменьшинств. Оттуда абсолютно неприемлемые аргументы о раздаче паспортов. Поверьте, украинских паспортов в Приднестровском регионе Молдовы роздано не меньше. Зачем нам это?

Знание украинского языка также не гарантирует трудоустройства в органах власти 

Желание получить что-то культурно-однородное – это, в большой степени, результат войны с Россией, 300-летней войны. Но и здесь не все просто. Даже с русским языком. Если бы мы были с правовой точки зрения в состоянии войны с Россией, то ограничение чего-то или всего российского могло бы быть оправдано (на период войны). Но это «если бы».

Так, 35% учеников школ для нацменьшинств возможно и не могут сдать ВНО из-за слабого уровня знаний украинского. Но 65% – могут. И очевидно, этого достаточно для соответствующих этнических групп, чтобы иметь своих нардепов, депутатов местных советов, представителей в органах власти. Почему мы хотим от них больше, чем им самим нужно? Что дает нам основания полагать, что этот вопрос должен стать предметом государственного регулирования?

Да, украинский язык является и должен быть государственным в Украине. Но разве в украинском законодательстве есть хоть что-то о том, что все граждане Украины обязаны владеть им на определенном квалификационном уровне? Кажется, нет. Зачем эти аргументы?

Мы попытались подойти к вопросу с точки зрения интересов государства, находящегося в осаде врагов. А в Совете Европы руководствуются интересами и правами человека. Изложенные выше и другие подобные аргументы Украины не могли быть убедительными.

Это не значит, что мы не должны заботиться о национальном единстве, формировать идентичность. Но механизмы решения этих вопросов не могут быть исключительно запретительными или ограничивающими.

Да, многие выпускники венгерских или румынских школ поедут учиться и работать в другие государства. Почему? Возможно причина не в какой-то враждебности, а потому, что украинское образование находится в состоянии разрушения? В конце концов, а сколько украиноязычных украинцев, которые успешно сдают ВНО, стремятся дальше учиться и работать за пределами Украины?

Ну, и конечно, это совершенно недопустимый уровень осмысления проблемы украинской властью.

Украинская власть бесславно проиграла эту ситуацию. Конечно, надо дождаться решения Венецианской комиссии, но обсуждение вопроса в ПАСЕ уже создало некоторое понимание, какими будут эти выводы. Потому что украинская власть на международной арене не умеет прислушиваться и правильно понимать аргументы оппонентов, не умеют выстраивать систему контраргументов и коммуникацию, ведет переговоры с иностранными правительствами, которые прибегают к неприемлемым способам давления на Украину, и не ведет переговоров со своими гражданами, позволяя иностранным правительствам формировать их позицию. То есть разруха – в головах.

Текст опубликован с разрешения автора

Оригинал

Новое Время приглашает на лекции наших известных колумнистов Диалоги о будущем. Подробная программа здесь

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу    Мнения Нового Времени


Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев