Новое время

 новости, Украина, эксклюзивные комментарии, аналитика
UA RU

Это означает медленную смерть. Главный идеологический противник Айвараса Абромавичуса о том, почему надо менять экономическую политику

Глава комитета по промышленной политике Верховной рады Виктор Галасюк называет стратегию Минэкономики неудачной

Глава комитета по промышленной политике Верховной рады Виктор Галасюк называет стратегию Минэкономики неудачной

Отставка Айвараса Абромавичуса с поста министра экономики вызвала активные дискуссии не только об озвученных им фактах коррупции, но и о профессионализме министра

Послышались обвинения в том, что он не добился выдающихся успехов в экономике за время, пока руководил министерством.

Ситуацию подогрел рейтинг агентства Bloomberg, согласно которому в 2016 году украинская экономика заняла 5-е место в списке наиболее неудачных в мире после Греции, Южной Африки, Аргентины и Венесуэлы.

Основными причинами регрессии экономики, по данным Bloomberg, является интенсивно растущие инфляция и безработица. При этом, например, экономика соседней Польши по итогам года заняла 42-е место в рейтинге, то есть она куда удачней нашей. Список самых экономически "счастливых" в текущем году не изменился. На первом месте - Таиланд, на втором -  Сингапур и на третьем - Швейцария. 

Одним из тех, кто признает справедливость обвинений, выдвинутых Абромавичусом против замглавы БПП Игоря Кононенко, но при этом критикует его за проводимую экономическую политику, является глава комитета Верховной рады по промышленной политике Виктор Галасюк.

НВ расспросило Галасюка, которого называют главным представителем промышленного лобби в парламенте и от которого во многом зависит, будет ли Рада голосовать за реформаторские законопроекты Кабмина, о том, что же конкретно в политике Абромавичуса он считает неправильным. А также о том, какие выгодные для промышленников законопроекты готовятся в недрах комитета.

-- Давайте поговорим об отставке министра экономики. Как вы вообще ее оцениваете?

-- Если говорить о министре и его деятельности, то я очень уважаю министра как человека. Я считаю его порядочным и смелым человеком. Это он показал своим поступком. Я считаю, что его заявления должны быть тщательно расследованы НАБУ, а виновники -- понести наказание.

Но вместе с тем я категорически не согласен с той политикой, которую он проводил. И полагаю, что из-за такой политики Украина потеряла очень много возможностей для экономического развития и очень много времени.

-- А чем собственно вам не нравится политика Минэкономики?

-- Они ищут легкие обходные пути, которые бы позволили сдвинуть Украину в рейтинге Doing Business, для того чтобы отчитаться об успехе реформ и получить новый кредит от того же МВФ. Исходить же надо из реальных фундаментальных показателей, которых на самом деле не так много. Я говорю об уровне жизни каждого гражданина, о благосостоянии каждого гражданина - и это на самом деле настоящая лакмусовая бумажка успеха реформ. Одна ключевая составляющая - это то, чтобы повышался уровень жизни граждан, экономика должна быть продуктивной и расти. То есть это экономический рост, экономическое развитие. Если экономика не растет, то не может быть благополучия. Другая составляющая -- справедливое распределение этого роста, чтобы от него выигрывали все, а не пять олигархов.

На этот год прогноз роста экономики от Минэкономики -- 1-2%. То есть эти 1-2% с такой низкой базы, как сегодня в Украине, означают, по сути, замораживание экономики и медленную экономическую смерть. И ситуацию не исправить эволюционными реформами. Они не помогут. Нужно действовать очень решительно и быстро. Потому что если мы возьмем уровень ВВП в Украине и уровень ВВП в европейских странах на душу населения, то разница у нас составляет примерно от пяти, а с некоторыми странами -- и более раз. Поэтому совершенно понятно, что если экономический рост в Украине будет 1-2%, то мы никогда не станем ни развитой страной, ни частью Европы. Если этот рост будет 3-5%, то у нас это займет десятилетия. То есть 30-40 лет, для того чтобы выйти на европейский уровень.

Во главе угла должен стоять принцип таргетирования экономического роста. То есть мы должны определить реалистичный, но в то же время амбициозный уровень экономического роста. Скажем, в 2013 году МВФ нам давал потенциал экономического роста 8% в год. Это без каких-то фантастических реформ. Это нормальный темп экономического роста для такой маленькой экономики, которую мы сегодня имеем в Украине. Дальше нужно смотреть, каким образом мы можем увеличить ВВП.

Эти 1-2% роста с такой низкой базы, как сегодня в Украине, означают, по сути, замораживание экономики и медленную экономическую смерть. Ситуацию не исправить эволюционными реформами

 

-- И как же его можно увеличить в ситуации, когда в стране война и мы потеряли 25% промышленности после оккупации Донбасса, а также большую часть нашего экспорта из-за закрытия российского рынка по политическим мотивам?

-- Я объясню как. ВВП страны, экономика страны состоит из четырех компонентов. Первый - это потребление домохозяйств. В Украине составляющая этого показателя - более 70% ВВП. Это доминанта формирования экономики Украины. Мы прекрасно с вами понимаем, что происходит с потреблением. То есть покупательная способность граждан катастрофически упала. Это, кстати, одна из основных причин, по которой к нам не приходят иностранные инвесторы.

Поверьте, первое, на что смотрят иностранные компании, когда приходят в Украину, это не то, за какой период они откроют тут фирму, а на то какие тут налоги, насколько это емкий рынок, сколько здесь можно продать и заработать. Чем беднее люди – тем меньше инвестиций. Поэтому заставлять всех подтянуть пояса -- это все равно, что автоматически бить по потреблению домохозяйств и по инвестпривлекательности.

Вторая составляющая - инвестиции. Это тот показатель, который является ключевым для перехода из режима упадка к режиму развития. Для перехода из режима свободного падения до управляемого роста. Так вот, инвестиции сегодня в Украине также являются рекордно низкими. Если очень коротко, то сегодня уровень так называемого валового накопления основного капитала - это инвестиции в будущее, он составляет в Украине около 12% ВВП. Для того, чтобы страна развивалась, он должен составлять хотя бы 20-25%, для того чтобы мы закладывали фундамент будущего экономического роста.

Во многих странах мира он превышает 30%. В Китае -- более 40%. Все разумные страны сознательно настраивают свою экономику на режим форсированного роста. И они обеспечивают привлечение и частных инвестиционных ресурсов, и государственных, для того чтобы разогреть свою экономику на следующем этапе - через пять лет. Для того, чтобы инвесторы пришли в страну, нужно не только упрощать условия ведения бизнеса, но и снизить налоги, на что правительство в прошлом году так и не решилось. Также необходимо сократить размер кредитных ставок, создать банк развития, индустриальные парки, агентство поддержки малого бизнеса, агентство привлечения инвестиций. Все это мы понемногу готовим своими силами, но хотелось бы получить поддержку Минэкономики, которую мы так и не увидели.

Третья составляющая - это так называемый чистый экспорт. Это разница между тем, что мы продаем за границу, и тем, что мы покупаем из-за рубежа. Когда он положительный, это означает, что мы миру больше продаем, чем у него покупаем.

-- Так мы в прошлом году сработали с положительным сальдо…

-- Да, сальдо было положительным за счет падения импорта, но экспорт также рекордно упал. И нам надо сделать максимум для того, чтобы поддержать экспортно ориентированные отрасли. Инструменты известны: экспортно-кредитное агентство, удешевление кредитов, активная помощь государства в продвижении украинских товаров на внешних рынках.

-- То есть опять создать своим людям нужные протекционистские условия…

-- Послушайте, поддержку экспортных отраслей оказывают во всех странах, которые показывают экономический рост. Для государства никак на одной ступени не могут стоять, например, сырьевой экспорт зерна, металлолома и производство продукции с высокой добавленной стоимостью, то есть машиностроение, фармацевтика, research & development и так далее. Сделать для всех равные условия – это абсурд.

Еще одна часть формулы – это государственные инвестиции в инфраструктурные проекты. Одна из классических схем, как можно увеличить ВВП, - снижение налогов и увеличение государственных расходов. Это, по сути, вливание денег в экономику, которое по цепочке запустит рост. Я могу это проиллюстрировать примером США -- думаю, вам это будет интересно. Если мы возьмем, например, период 1943-44 годов прошлого века, когда шла война, США были в очень сложном положении. Я был удивлен, когда посмотрел, какой у них был дефицит государственного бюджета в эти годы. Нам МВФ говорит, что 3,7% для нас приемлемый уровень, а если больше - это вообще плохо. У них он был 25%. А почему он у них был 25%? Потому что они создавали инвестиционный и частично потребительский спрос за счет фондирования государством. Когда они увидели, что частный инвестор не выполняет свою функцию по понятным причинам из-за войны, государство зашло на поле игры и начало само инвестировать и заниматься бизнесом. А когда стало спокойно, государство ушло с поля игры, и зашли частные компании и частный капитал. Участие государства в то время составляло почти половину экономики. И это США, очень либеральная страна. Я не говорю о других примерах.


Для государства никак на одной ступени не могут стоять, например, сырьевой экспорт зерна, металлолома и производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Сделать для всех равные условия – это абсурд

 

-- Похоже на какие-то отвлеченные мечтания, потому что неясно, где взять деньги на эти государственные инвестиции…

-- Все ясно. Из двух источников. Прежде всего западные займы, но не от МВФ, который выставляет макроэкономические условия, а из других источников. А также за счет оптимизации госбюджета. Согласно расчетам нашего комитета, можно получить дополнительно 100 млрд грн в год за счет оптимизации текущих расходов госбюджета. Это в том числе внедрение таких систем, как ProZorro. Мы всячески поддерживали принятие этой системы и ждем от нее результатов. Я считаю, что она будет работать. Также это борьба с контрабандой на таможне. Это вообще огромные резервы, которые могут быть устранены путем и определенных законодательных решений, и управленческих действий со стороны руководства  государства. Это эффективное управление государственной собственностью либо ее приватизация. Хотя я считаю мифом, что государство не может быть эффективным собственником, что в Украине есть избыточные государственные активы.

Поскольку даже если мы посмотрим на долю активов таких государственных предприятий в экономике, то в Украине это около 10%, а в Европе -- где-то около 15%. То есть речь идет только о том, чтобы научиться ими эффективно управлять и получаемую прибыль направлять на госинвестиции.

-- А вам не кажется, что честнее все-таки продать? Потому что все это государственно-частное партнерство заканчивается тем, что государство просто «имеют» олигархи…

-- Мне так не кажется. Если следовать такой логике, то нам тогда нужно продать государство. В Норвегии и Швеции государственная собственность работает.

-- В Швеции и Норвегии нет такой коррупции, как у нас… Которую никак не могут побороть…

-- Да это так. Но, в Сингапуре же ее побороли. Значит, и у нас можно.

-- В Сингапуре коррупцию вытравил Ли Кван Ю, который получил фактически диктаторские полномочия… Вы видите Ли Кван Ю в Украине? Назовите его имя.

-- Кроме того, что Ли Кван Ю боролся с коррупцией, он создал государственную поддержку для высокотехнологических отраслей через особый налоговый режим, технологические парки и так далее.

-- Вы все время говорите про технологические парки. Как это работает вообще?

-- Я объясню на примере Турции. Когда мы туда приехали и начали спрашивать, в чем заключается специфика деятельности, как удается привлечь инвесторов? Там объемы производства в отдельном парке - это $1-2 млрд. А таких парков десятки. То есть это колоссальные средства. Они говорят: «Мы предоставляем инвесторам большие налоговые преференции. Они публичные и прозрачные, установлены для всех на уровне закона. Нет там какого-то поля для коррупции». Мы спрашиваем: «Вы даете временно низкие налоги. И это все, что вы делаете, чтобы заманить инвесторов?» Они отвечают: «Нет, это не все. Мы также продаем тем производителям, которые приходят к нам, электроэнергию на 30% дешевле, чем другие виды деятельности.

Потому что одно рабочее место и доллар инвестиции в производство имеют колоссальный мультипликативный эффект на всю экономику. То есть реальный сектор экономики они ценят выше, чем финансовый и все остальные. Финансовый обслуживает реальный, а не наоборот. Иначе это спекуляция. Почему в парках? Потому что мы не хотим, чтобы весь Стамбул был похож на какую-то промышленно-жилищно-торгово-коммерческую учреждение. Парки эти достаточно масштабные, их много. Нет ни одного искусственного ограничения конкуренции, инвестор сам выбирает куда идти. Поэтому они упорядочивают архитектуру города. Заводы строятся кластерно, друг с другом». А мы говорим: «Это все, что вы здесь предлагаете?» А они говорят: «Нет, не все. Еще у нас есть регуляторный фасттрек. Те, кто приходит к нам получать разрешение за два дня, которые обычно в Турции получают два месяца. А еще у нас тут прямо в управляющей компании работают сотрудники Минэкономики, которое должно помогать частному бизнесу развиваться и строить. Поэтому, чтобы быстро реагировать на потребности, они здесь у нас работают». Это другой подход, это диаметрально иной подход, чем предлагает Абромавичус. Это не создаст всем равных условий, но пусть все идет как идет. И потому у Турции высочайшие темпы экономического роста все последние годы.

-- Хорошо. Давайте перейдем к конкретике: какие законопроекты ваш комитет инициирует, чтобы изменить ситуацию?

-- Мы только что приняли, а я в четверг подписал закон об изменениях в государственно-частное партнерство. Он расширяет сферу, в которой можно сотрудничать государству и частному партнеру. Устанавливает четкие гарантии и защиту интересов частного инвестора. По сути, он открывает двери для частных инвесторов в масштабные инфраструктурные проекты Украины. По оценкам Всемирного банка, потенциал таких проектов в Украине - около $100 млрд.

Мы подготовили пакет законопроектов об индустриальных парках. Базовый закон мы приняли в конце прошлого года. А в этом должны принять пакет налоговых стимулов, который должен сделать их привлекательными.

Третий инструмент - это экспортно-кредитное агентство. Это тот инструмент, который позволит Украине хоть немного выровняться в позициях с нашими странами-конкурентами. Например, зачем нужна экспортно-кредитное агентство? Для того, чтобы удешевить выход на зарубежные рынки. Удешевить кредиты для производителя, гарантировать и страховать экспортные контракты.

-- Вы бы сделали намного больше для экспортеров не созданием агентства, а если бы просто начали вовремя и в полном объеме возмещать им НДС…

-- Мы сейчас подали с коллегами законопроект о введении единого реестра по возмещению НДС. Безусловно, это вообще один из очень важных составляющих для экспорта, и наш комитет будет этот законопроект активно поддерживать.

Кроме общих законов, мы выступаем за секторальную поддержку. В частности, в прошлом году мы приняли закон о запрете на 10 лет экспорт леса-кругляка из Украины. Это важный шаг для деревообрабатывающей промышленности, это шанс для создания бумажной промышленности, это десятки тысяч рабочих мест, это миллиарды дополнительного экспорта, производства, миллиарды инвестиций. Это тот подход, когда мы смотрим на любую отрасль - лесопереработку, металлургию, машиностроение, пищевую, легкую и так далее, и говорим: что вам сегодня мешает, чтобы вы выросли на 20%, в 2-3 раза? И они отвечают.

В деревообработке говорят: это дефицит сырья, это невозможность спланировать свои инвестиции, для того чтобы построить новые заводы, потому что нет сырья, оно идет на экспорт. Оно становится готовыми товарами в Италии, Польше и других странах. Мы эту проблему для этой отрасли решили. Мы также работаем над тем, чтобы помочь металлургам. На сегодня существует проблема дефицита металлолома в металлургии. Ситуация аналогична с лесной отраслью. Согласно закону, продавать за границу могут только избыток сырья. Но так построена коррупционная бюрократическая система, что они экспортируют за границу, а местные потребности не удовлетворены. Из-за чего останавливаются металлургические заводы: скажем, в прошлом году остановилась Днепросталь, единственный новый завод в стране, и мы проигрываем другим странам Практически все металлурги зависят от этого сырья, только в разной степени.

Например, завод в Днепропетровске работает только на этом сырье. Для него это вообще жизненно важно. При этом Турция у нас масштабно импортирует металлолом. Почему? Потому что с него получается очень классная продукция, экологически чистая металлургия, то есть выбросов нет и это дешевле, чем из руды. И парадоксальная ситуация - то же, что с древесиной, то есть Украина стала сырьевым придатком. Мы продали металлолом, чтобы потом они там сделали металл, потом из него сделали машины, а мы потом их импортируем. Мы собираемся поднять экспортные пошлины на металлолом на три года с 10 до 35 евро, чтобы остановить эту тенденцию. По расчетам экспертов, это как раз тот уровень, который позволит обеспечить внутренний рынок, сдержать бездумный рост экспорта.

-- Вам придется столкнуться с лобби экспортеров металлолома. Я думаю, они придут к вам с чемоданчиками, и вы отзовете этот законопроект, как уже бывало с вашими коллегами…

-- Никакие чемоданчики не сработают. Можете взять этот вопрос под контроль… Следующий наш шаг - это помощь машиностроителям. Мы должны создать им стимулы для развития. Для того, чтобы их продукция в Украине была более востребованной. Например, завод Эталон во Львове, который выпускает замечательные современные образцы техники. У нас что, современный парк трамваев в Украине? Нет. Мы можем за счет международной помощи и всех этих источников, которые я обозначил, запускать масштабные программы по его обновлению.

Еще одна проблема – высокие железнодорожные тарифы и постоянная попытка Укрзализныци их поднять. Эти тарифы не могут быть предметом самостоятельного регулирования без учета того эффекта, который они создают на экономику в целом. Любое решение Кабинета министров, Верховной рады, которое касается таких экономических рычагов, как налоги, тарифы, стоимость кредитной ставки, величина кредитной ставки и так далее, должно оцениваться исходя из системного воздействия на экономику. Поэтому мы выступаем за то, чтобы тарифы госмонополии в принципе не могли повышать без согласования со всеми сторонами процесса.

-- По крайней мере пока остается открытым вопрос того, как Укрзализныця использует вырученные от роста тарифов деньги. Коррупционные скандалы в компании не утихают…

-- Предположим, что там не будет никакой коррупции, все будет эффективно, Укрзализныцю реформируют и все будет супер. А теперь она повышает тарифы. И они говорят: мы выиграем в этом месте, у нас увеличатся налоги, плюс вырастет прибыль компании. Но в результате множество аграриев, химиков, металлургов, производителей стройматериалов попросту остановятся, и мы лишимся множества рабочих мест.

Вы посчитали сокращение рабочих мест, вы посчитали переход частично прибыльных предприятий в убыточную зону, вы посчитали, к каким социальным катаклизмам это может привести? Чего критически не хватает, на мой взгляд, в деятельности Министерства экономики, так это того, что должен быть системный регулятор, который как раз и помогает балансировать интересы производителей, потребителей, государства и принимать взвешенные управленческие решения, которые выгодны стране в целом, а не какому-то отдельному государственному монополисту.

У меня вопрос: если идет такое повышение тарифов, так почему из-за него должна страдать вся промышленность, которая и так сегодня находится в критическом состоянии? Я для себя не вижу обоснованных системных ответов на этот вопрос 

У меня вопрос: если идет такое повышение тарифов, так почему из-за него должна страдать вся промышленность, которая и так сегодня находится в критическом состоянии? Я для себя не вижу обоснованных системных ответов на этот вопрос. И такой же подход у Минэкономики был к любой другой сфере. Собственно, это главная претензия к Абромавичусу.

 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев