Новое время

 новости, Украина, эксклюзивные комментарии, аналитика
UA RU

Кабмин SOS. Новое правительство либо проведет реформы, либо будет сметено

ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: Если новый Кабмин не покажет быстрых результатов, срок его полномочий будет очень коротким

ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: Если новый Кабмин не покажет быстрых результатов, срок его полномочий будет очень коротким

Конец года ознаменовался началом новой эпохи в КМУ: впервые в его состав вошли иностранцы, а основной задачей стала не стабильность, а немедленные реформы

“Девиз нового Кабмина должен звучать как реформы или смерть. Иначе никак”,— говорит политтехнолог Алексей Голубицкий.



Все возможности для этого у действующей власти есть — сформирована коалиция, и у президента с премьером имеется вся полнота полномочий для любых новаций.

Но даже при этом новым госчиновникам придется прыгнуть выше головы, борясь с мощной коррупционной машиной. И проиграть они не могут — иначе европейцы вынудят официальный Киев пойти на введение в правительство иностранных советников.

“У нового Кабмина нет даже месяца на раскачку. Они должны уже на второй день показывать свою эффективность, и первым большим тестом будет принятие бюджета на 2015 год”,— говорит Евгений Магда, директор Центра общественных отношений.

Жить по‑новому

2 декабря Рада изменила место работы почти двум десяткам политиков и бизнесменам, утвердив новое правительство во главе с Арсением Яценюком. Из прежнего состава правительства остались на своих местах лишь пятеро министров.

Большинство новых чиновников вообще не работали в Кабмине. Более того, часть из них вышли из бизнес-среды — как, например, новый глава Минагрополитики Алексей Павленко, экс-гендиректор сети магазинов бытовой техники Фокстрот, а также министр Кабинета министров Анна Онищенко, в недавнем прошлом — юрист компании Укрнафта.

Доверие к иностранцам у нас больше, чем к отечественным реформаторам, - Владимир Фесенко, политолог

Но главная сенсация — в другом: впервые в качестве хозяев в кабинеты на Грушевского войдут трое иностранцев, которым Петр Порошенко срочно предоставил украинское гражданство.

Руководить Минфином будет американка Наталья Яресько, главный исполнительный директор инвесткомпании Horizon Capital и бывшая сотрудница Госдепа США. Она выросла в украинской семье в Штатах, получила степень магистра в области государственной политики в Harvard University Kennedy.

Должность главы Минэкономики получил уроженец Литвы Айварас Абромавичус, партнер шведской East Capital, одной из крупнейших компаний, инвестирующих в Восточную Европу.

А Александру Квиташвили, бывшему министру здравоохранения Грузии, досталась аналогичная должность в Украине. Он уже не в первый раз работает здесь — в августе Минздрав привлекал его для разработки направлений медицинской реформы.



Доверие к иностранцам у нас выше, чем к отечественным реформаторам, поясняет этот ход президента политолог Владимир Фесенко.

Развивая эту мысль, политтехнолог Тарас Березовец указывает, что шансов на успешное реформирование ведомств у этих трех назначенцев выше — они, мол, не завязаны на украинский истеблишмент и не страдают от непотизма. “Министры—"новые украинцы" выглядят намного более приемлемыми, чем отдельные кандидатуры, внесенные фракциями—участниками коалиции”,— говорит он.

“Отдельные кандидатуры” — это прежде всего Юрий Стець, кум президента, назначенный главой еще даже не созданного Министерства информполитики. Ключевыми задачами этой структуры должны стать пропаганда и контрпропаганда, особенно в Донбассе, Крыму и за рубежом. Но медиаэксперт Наталья Лигачева, не исключая необходимости решения таких задач, видит в министерстве угрозу свободе слова. “В том виде, как она предлагается, эта инициатива больше похожа на попытку создания органа государственной цензуры, который будет под предлогом войны постепенно, потихоньку “строить” все телеканалы — с тем, чтобы те замалчивали невыгодную власти информацию”,— считает она.

Спорной выглядит и кандидатура нового вице-премьера по вопросам инфраструктуры Валерия Вощевского, представителя Радикальной партии Олега Ляшко. Этот человек десятилетиями занимал высокие чиновничьи посты при самых разных правительствах, в том числе и во времена правления Виктора Януковича.

Новый Кабинет министров Украины. Инфографика НВ

(для увеличения - кликните на изображение)

Едва появившись, Кабмин имеет и другие грешки. Так, само голосование за состав правительства было пакетным, то есть прошло без обсуждения и голосования за каждого отдельного чиновника. Кроме того, назначения стали следствием попыток команды Порошенко “поправить” результаты выборов в Верховную раду, на которых триумфатором стал Народный фронт (НФ) премьера Яценюка. В итоге фракция Блока Петра Порошенко получила в Кабмине 11 мест, а НФ — 4 министерских портфеля и пост главы правительства. Радикальной партии и Самопоміч досталось по одному портфелю, а Батькивщине — 2.

“Таким образом, поле маневров для Яценюка сокращается, а победа НФ почти превращается в пиррову. Ведь премьер будет вынужден отвечать за действия людей, которые ему прямо не подчиняются”,— говорит политолог Петр Олещук.

Над пропастью



Говоря об эффективности новых министров, эксперты проявляют сдержанный оптимизм. Ведь даже при значительно обновленном Кабмине аналитики опасаются, что перемена слагаемых может не повлиять на результативность правительства.

В практике работы министерств и ведомств уже были случаи, когда на важный пост приглашали потенциального реформатора, но тот оказывался бессилен. Так было с экономистом Павлом Шереметой, который, недолго побыв в должности главы Минэкономики, подал в отставку, аргументируя свое решение невозможностью проводить реформы.

Поэтому рабочие перспективы Кабмина могут оказаться далеко не радужными, говорит Фесенко. Ведь нужно не просто желание реформ, но и реальная поддержка со стороны президента и премьера. “А пока были одни декларации”,— утверждает политолог.

Эксперты говорят о том, что первым делом Кабмин должен отладить законодательную работу, чтобы сократить до минимума процесс подачи законодательных актов в Раду и их одобрение там. Для правительства это важно, ведь до 90 % законопроектов в Раду вносит именно Кабмин. То есть именно Яценюк и Ко, а не Администрация президента, станут инициаторами реформ.

В случае экономического коллапса в начале февраля это правительство уже будет сметено, - Валерий Пекар, президент компании Евроиндекс

Аналитики уверяют, что предлагать изменения мало — правительство первым делом должно примерить их на себя. Например, в борьбе с коррупцией. “Несколько близких к президенту и премьеру людей, посаженных за коррупцию в тюрьму, у которых конфисковано награбленное имущество, станут убедительным примером для всей бюрократии”,— говорит экономист Александр Пасхавер.

Впрочем, скандальных увольнений этому Кабмину все равно не избежать, даже если речь не будет идти о коррупции. Первые головы в правительстве полетят уже весной 2015 года, прогнозирует Фесенко, когда станут видны первые итоги работы команды Яценюка. Если они будут неудовлетворительными, отставок не избежать.

И это может оказаться далеко не единственной пертурбацией для этого Кабмина.

Запад направит

Олещук говорит, что если реформы не будут проводиться, то иностранцев в следующем Кабмине будет в несколько раз больше. Произойдет это за счет создания особого типа правительства — когда у каждого украинского министра появятся иностранные советники. Именно последние начнут проводить реальную работу и направлять реформы.



На этом, по мнению Олещука, могут настоять иностранные кредиторы из ЕС, США и МВФ. И только в таком случае Украине будут давать западные деньги. “Это будет принудительная форма для реформ”,— говорит он.

Интерес Запада очевиден — его вложения в украинскую экономику очень значительны. Лишь за восемь месяцев этого года страна получила, по словам Яценюка, различной международной помощи на сумму $9 млрд.

Только МВФ в целом намерен кредитовать Украину на $17 млрд. Первый транш в размере $3,2 млрд был перечислен в мае, второй — $1,4 млрд — в начале сентября. В последнем обзоре фонда по Украине указана его готовность предоставить Киеву во второй половине декабря очередной транш кредита — порядка $3 млрд.

А ведь в Украину идут деньги не только от фонда. Так, Еврокомиссия выделила в рамках макрофинансовой помощи €1,6 млрд, из которых €1 млрд Киев уже получил.

Читайте также

Выделяя деньги, европейцы уже начали говорить об условиях. Йоханес Хан, еврокомиссар по вопросам европейской политики соседства, в первых числах декабря заявил, что ЕС ожидает от украинского правительства в обмен на финансовую помощь проведения эффективных реформ в Украине. “Мой ключевой месседж относительно финансовой поддержки был о том, что важно для друзей и партнеров в Украине понимать и воспринимать ЕС не только как донора. Мы хотели бы, чтобы нас рассматривали как своего рода дружественного инвестора. Мы хотели бы получить что‑то в ответ”,— сказал он. Под “что‑то” еврокомиссар понимает решение проблем, связанных с верховенством права, и борьбу с коррупцией.

В любом случае команде Яценюка не стоит думать, как вести себя с Западом в случае провала реформ,— при подобном исходе этого правительства попросту не будет. “В случае экономического коллапса в начале февраля это правительство уже будет сметено. Поэтому нужно действовать быстро”,— резюмирует будущее Кабмина Валерий Пекар, президент компании Евроиндекс и преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы.

Материал опубликован в №30 журнала Новое Время от 5 декабря 2014 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев