Война за планету обезьян. Рецензия на научно-фантастический экшн про конфликт высших приматов

© 20th Century Fox

В украинский прокат выходит фильм Война за планету обезьян - третья часть истории про Цезаря, его соплеменников и людей, которые пытаясь выжить, уничтожают всех на своем пути.

Фильм не только продолжает линию предыдущей картины Рассвет планеты обезьян и развивает, заложенные в ней темы, но и поднимает новые вопросы, выводя научно-фантастический экшн на территорию остросоциальной драмы и чуть ли не библейской притчи.

Благо режиссер у двух последних фильмов один - Мэтт Ривз - постановщик со вкусом, любовью к сложным, глубоким историям и вниманием к деталям.

Началось же все в далеком 2011-м с картины Руперта Уайатта Восстание планеты обезьян с Джеймсом Франко в главной роли - неожиданно коммерчески успешном переосмыслении классической серии Планета обезьян, появившейся в 1968 году.

Между картиной Уайатта и первым фильмом Ривза прошло три года. По пути история сменила эмоциональный тон с легкой сентиментальной грусти на полноценную драму, изменила цветовую гамму на темно-серую и оставила в прошлом Джеймса Франко.

Унаследовав от двух своих предшественников летнюю дату премьеры Война за планету обезьян, станет подобием холодного душа в жарком июльском прокате.  


© 20th Century Fox
© 20th Century Fox


Сюжет

Действие происходит спустя два года после событий фильма Рассвет планеты обезьян и начинается с места в карьер. Отряд спецназовцев-людей атакует заставу обезьян. Среди последних много жертв, но к ним приходит подкрепление во главе с Цезарем и людям становится не сладко. Если точнее, то в живых останутся только несколько человек и одна горилла.

Насчет гориллы - это не ошибка. Есть обезьяны-перебежчики, которых, во-первых, не устраивало правление Цезаря, а во-вторых, они боялись быть убитыми в неравной борьбе, поэтому не нашли ничего лучшего, как встать на сторону людей. Там их называют «ослами» и поручают самую тяжелую и неприятную работу.


© 20th Century Fox
© 20th Century Fox


Людьми командует жестокий Полковник. Для него война с обезьянами – цель, придающая смысл существованию. Отразив атаку и похоронив павших, обезьяны решают отправиться в пустыню. Причины две: там нет людей и там тепло.

Мечтам о земле обетованной не суждено сбыться: Полковник узнает о тайном убежище обезьян в горах и организовывает точечное нападение, целью которого становится Цезарь. Не зная, как выглядит лидер приматов, Полковник убивает его женщину и старшего сына.

Гнев берет верх над разумом и Цезарь вместе с тремя помощниками отправляется вслед за Полковником, желая отомстить. 

Сценарий и драматургия

Добавив в название своего нового фильма слово «Война», Мэтт Ривз поступил так, как до него поступали лучшие режиссеры прошлого (например, Фрэнсис Форд Коппола в Апокалипсисе сегодня) и поместил самый масштабный конфликт внутрь главного героя.

Цезарь разрывается между условно человеческим и животным началом в себе. Ривз ловко использует образ Коба – мятежного примата из второй части, который увел часть обезьян по пути агрессии и как следствие – войны. Цезарь периодически видит Коба в своих снах и видениях, что придает его внутренней борьбе драматизма.

Если предыдущий фильм ловко балансировал на грани между философским экшном и остросюжетной драмой, то Война за планету обезьян зачастую становится чистой драмой. Даже чересчур часто. Чтобы победить своих египтян обезьянам придется много страдать и здесь Ривз явно перегибает палку.


© 20th Century Fox
© 20th Century Fox


Краски становятся чересчур густыми и темными, некоторые ключевые сцены растягиваются для достижения максимального драматического эффекта, но получается ровно наоборот: диалоги и герои их произносящие тонут в этих временных ямах, как в болоте. 

Понять режиссера легко. Будет ли продолжение у этого фильма – пока неясно, но Война за планету обезьян – точно логическое завершение трилогии. Это чувствуется в каждом кадре, в каждой сцене. Понимая, что шанса высказаться у него больше не будет, Мэтт Ривз решает встать на табуретку и поговорить обо всем сразу.

Здесь есть немая девочка, чтобы люди не казались такими уж монстрами и мутировавший вирус, который сначала убил большую часть человечества, а теперь опускает выживших вниз по эволюционной лестнице, плюс – библейские мотивы и созвучный заявлениям Трампа подтекст.

По отдельности все эти кирпичики смотрятся хорошо, но когда Ривз пытается выстроить из них свой фильм, какой-то постоянно норовит выскочить: то девочка выйдет невпопад, то о вирусе вспомнят не к месту.

Несмотря на множество возвышенных тем, тяжелая драматургия постоянно норовит утянуть картину Ривза вниз.


© 20th Century Fox
© 20th Century Fox


Картинка

Что помогает фильму Война за планету обезьян сохранить баланс между реальным напряжением и искусственной драмой, так это выдающаяся операторская работа Майкла Серезина (Полуночный экспресс, Гарри Поттер: Узник Азкабана) и музыка Майкла Джаккино (Впусти меня. Сага, Бунтарь-один).

Камера Серезина улавливает поэзию войны, когда темные цвета прорезаются оптическими прицелами ружей и создает пространство для напряжения. Подкрепленное вкрадчивой музыкой Майкла Джаккино, оно служит незаметным двигателем размеренного фильма Мэтта Ривза.

Не меньше чем драматические приключения Цезаря и его соплеменников, режиссера занимают сами обезьяны. Он всматривается в их лица с помощью множества крупных планов, любуется пластикой движений. Прорисовка приматов, сыгранных актерами в специальных костюмах с датчиками, поражает.


© 20th Century Fox
© 20th Century Fox


Актеры

Датчики фиксировали движение тела и мимику лица, поэтому актерам приходилось играть по-настоящему. Причем играть не скупые эмоции животных, а переживания гораздо более развитых благодаря воздействию вируса приматов.

Первый среди многих здесь, конечно, Цезарь, в исполнении главного специалиста по технологии «захвата движения» Энди Серкиса. В выражении его лица, печальной кривизне губ вся боль и мудрость фильма.

Прекрасно понимая, что снимает трагедию, Ривз добавил в свою картину единственного комичного персонажа. Его со знанием дела играет комедийный актер Стив Зан. С точки зрения построения сценария он выглядит довольно искусственно, зато ловко вытягивает несколько совсем уж темных сцен.

Как и в предыдущих фильмах Ривза в первую очередь интересуют обезьяны, поэтому главный антагонист фильма – безжалостный Полковник, выглядит на их фоне довольно блекло. О других людях и говорить нечего.

Полковника играет замечательный Вуди Харрельсон, но даже его таланта не хватает, чтобы придать этому персонажу объема, сделать его интересным, а не функциональным.


© 20th Century Fox
© 20th Century Fox


Планета обезьян: Война - вердикт НВ

7/10

Фильм Мэтта Ривза хочется и ругать, и хвалить одновременно. Хорошего и не очень здесь примерно поровну. К первому можно отнести оболочку фильма: красоту кадра, ритмичность музыки, прорисовку обезьян, несколько великолепно снятых боев. С наполнением же возникают проблемы.

Похвально стремление режиссера Ривза и сценариста Марка Бомбэка наполнить фильм сложными моральными вопросами, актуализировать его. Но в отличие от предыдущей части в фильме слишком много дискурсов, слишком много моральных дилемм. Даже для картины, которая длится почти два с половиной часа.

Превратить свою трилогию в подобие Ветхого завета – идея, которая хорошо звучит на бумаге. По факту же это может быть местами скучно и надуманно.

Планета обезьян: Война

War for the Planet of the Apes

Научно-фантастический экшн

2017 год

США

Режиссер – Мэтт Ривз

В ролях: Энди Серкис, Стив Зан, Вуди Харрельсон, Карин Коновал, Амиа Миллер, Терри Нотари и другие.

Следите за самыми интересными новостями из раздела НВ STYLE в Facebook

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев