Дневник Венецианского кинофестиваля. Юлия Синькевич - о самых знаковых фильмах и тенденциях в мировом кинематографе

Юлия Синькевич

Юлия Синькевич

Венецианский кинофестиваль завершил свою работу. Генеральный продюсер Одесского кинофестиваля, Юлия Синькевич, вернулась из Венеции и написала для НВ STYLE о самых, на ее взгляд, значительных премьерах.

Венецианский кинофестиваль – самый старый кинофестиваль в мире. В профессиональных кругах все чаще звучат разговоры о том, что Венеция сдает свои позиции, уступая кинофестивалю в Торонто, и с каждым годом посетителей и кинопрофессионалов на острове Лидо заметно меньше. Но все же несмотря ни на что «Золотой лев» - по-прежнему желанный трофей для большинства режиссеров, а атмосфера фестиваля неповторима.

 Венецианский кинофестиваль – зрительское событие, т.е. билет туда может купить любой желающий. Правда, цены «кусаются» - за один сеанс придется заплатить 48 евро! Однако, для тех, кто не испугался высокой стоимости, приключения не заканчиваются: добраться до места проведения тоже непросто. Кинофестиваль проходит на острове Лидо и доехать туда можно только на вапоретто (морской трамвай). Все звездные гости и жюри кинофестиваля останавливаются в роскошном отеле «Киприани», который находится на острове и добраться туда можно только на частном катере.

Кинокритики еще в момент объявления программы разочарованно вздыхали и обвиняли программную службу в том, что в основном конкурсе кинофестиваля в основном голливудское кино, массовое и не фестивальное, к тому же с фильмами производства Netflix, который так невзлюбили в Европе особенно после Каннского кинофестиваля.

После объявления программы стала очевидна очень интересная тенденция - главными героями многих лент стали женщины и мужчины за 60! – да, даже не за 40 и не за 50, а и того больше! Я поделилась своими наблюдениями с коллегой из Германии, на что она ответила: «А чему ты удивляешься? У нас в кинотеатре на просмотры фестивальных фильмов в основном ходят пенсионеры. И вот для них-то и снимают фильмы».

К сожалению, в этом году я провела в Венеции всего 5 дней, потому, посмотреть удалось далеко не все. Однако, я расскажу о самых знаковых для меня фильмах Венецианского кинофестиваля.

 

Наши души в ночи  /Our souls at night/ режиссер Ритеш Батр



mv5bmja4nzixmjqxml5bml5banbnxkftztgwndmznzy5mdi._v1_sx1500_cr001500999_al_

Фильм, который показали одним из первых в конкурсе Венецианского кинофестиваля. Украинскому зрителю режиссер знаком по его картине «Ланчбокс», которая была отмечена призом Одесского международного кинофестиваля в 2013 году. Картина стала настолько успешной, что карьера режиссера стремительно пошла в гору, и теперь главные роли в его новом фильме исполняют Джейн Фонда и Роберт Редфорд. Основой для фильма послужил бестселлер Кэнта Харуфа

Эдди (Джейн Фонда) и Луис (Роберт Рэдфорд) живут в маленьком городке в Техасе, они оба овдовели много лет назад и, хоть и живут по соседству, но друг о друге почти ничего не знают. Все меняется, когда в один вечер Эдди делает Луису предложение проводить с ней ночи, ведь им обоим так одиноко. Неожиданно для самих себя они открывают и узнают друг друга.

Романтическая мелодрама с элементами комедии, в которой становится ясно, что у любви нет возраста. Даже когда тебе за 60, ты все еще смущаешься, ощущаешь неловкость при встрече, радуешься свиданиям и романтическим прогулкам, решаешь вместе сложные вопросы и хочешь, чтобы рядом был кто-то, с кем можно вечером лежать в кровати и говорить о совсем банальных глупостях, вспоминая прожитый день.

 

Три биллборда в городе Эббинг, штат Миссури /Three Billboards Outside Ebbing, Missouri/ режиссер Мартин МакДонах


three_billboards_01

Думаю будет справедливо, если я скажу, что этот фильм мне понравился больше всего из просмотренных. Роль главной героини играет талантливая актрисы Френсис МакДорманд, с которой встречаюсь уже в во второй раз, и всегда эта встреча происходит в Венеции. Этот кинофестиваль, очевидно, любит ее творчество и рад приветствовать все картины с участием актрисы.

Немолодая героиня фильма Милдред Хэйс переживает трагическую смерть ее дочери, которую несколько месяцев назад жестоко убили и изнасиловали. Свидетелей убийства не было, улик также, ДНК не совпало ни с одним из лиц в базе данных полиции, и расследование продвигается очень медленно. Для того, чтобы привлечь внимание к делу, Милдред развешивает надписи на билбордах с обвинением в бездействии шефа местной полиции. Такой акт протеста вызывает череду событий, и Милдред приходится восстать против всей деревни, так как шериф мистер Уиллэби - уважаемый всеми гражданин, который также смертельно болен. Желание добиться справедливости толкает героев фильма на очень дерзкие поступки. Мартин МакДонах продемонстрировал настоящее режиссерское мастерство – фильм все время держит зрителя в напряжении, и предугадать очередной поворот сюжета практически невозможно. Герои не делятся на хороших и плохих – они, также как все люди, могут ошибаться, злиться, признавать и исправлять ошибки и ошибаться заново.

 

Виктория и Абдул (Victoria and Abdul), режиссер Стивен Фрирз


mv5byzljmzaxmtqtztq4ny00njuylwjlytytnmnhnge2n2e4zjc0xkeyxkfqcgdeqxvymjm4ntm5ndy._v1_sy1000_cr0014991000_al_

Картина была показана во внеконкурсной программе кинофестиваля. В этом году Стивен Фриерз получил «Золотого Льва» за вклад в развитие киноискусства. Напомню, что он также является обладателем Золотого Дюка Одесского международного кинофестиваля 2014 года.

Фильм рассказывает «почти основанную на реальных событиях» (так значится в заглавных титрах) историю дружбы состарившейся королевы Великобритании Виктории (Джуди Денч) и выходца низшей индийской касты Абдула. По некоторым данным такая связь действительно была, королевская семья уничтожила все доказательства,  но остались дневники Абдула. Королева совсем стара, ее угнетают ежедневные обязанности, неискренность ее окружения, тоска по супругу, не оправдавший ее надежд сын, алчные слуги и многочисленные болезни, но вдруг в ее жизни появляется экзотический юноша, который, как восточный бриз, наполняет королеву энергией и очаровывает рассказами о далекой Индии. Виктория назначает Абдула своим Мунши (учителем), что, конечно, вызывает гнев ее окружения и ненависть к Абдулу.

К сожалению, по моему мнению, гениальная актерская работа Джуди Денч все же не спасает картину, так как вся рассказанная история воспринимается приторно, китчево и кажется забавой режиссера.

 

В поисках праздника (The Leisure Seeker, Ella & John), режиссер Паоло Вирдзи


the-leisure-seeker

Еще одна картина о любви престарелой супружеской пары. Главные роли в картине исполнили великолепная Хеллен Миррен и Дональд Сазерленд.

Утром одного дня сын супругов не обнаруживает родителей дома и понимает, что они сбежали на своем любимом трейлере под названием «В поисках праздника». Джон (Дональд Сазерленд) болен, он теряет память и контакт с окружающим миром. Элла больна раком и ей осталось совсем недолго. Их связывают долгие годы совместной счастливой жизни, но вскоре их разлучат болезни, и потому они пускаются в последнее совместное путешествие в любимом фургоне посетить дом Э. Хемингуэя. Боль, радость, поддержка, понимание, злость, разочарование, прощение – вся гамма чувств пары, которая много лет смотрит в одном направлении и ощущает друг друга даже в состоянии беспамятства. Это история любви, которая будет жить и после смерти. Блестящий актерский ансамбль, смех и слезы – да здравствует Голливуд!

 

Мектуб, моя любовь (Mektoub, My Love: Canto Uno), режиссер Абделатиф Кешиш



mv5byjgwmzrhntitytgyyy00nze5ltljztatytu2odixodnizdgxxkeyxkfqcgdeqxvymdc2ntezmw._v1_sx1777_cr001777999_al_


Возвращения Абделатифа Кешиша на большой экран киноманы ждали почти пять лет. Предыдущая киноработа режиссера – фильм «Жизнь Адель» принес ему триумфальную победу на Каннском кинофестивале, «взорвав» киномир. Именно благодаря «Жизни Адель» были открыты актрисы Леа Сейду и Адель Экзаркопулос. Но помимо новых имен, премьера в Каннах создала волны слухов о непростом характере режиссера. После победы Абделатиф сделал скандальное заявление о выставлении на продажу пальмовой ветви для сбора средств на окончание новой картины и разрыв с продюсерами. Конечно, все киноманы с нетерпением ожидали его новую работу.

Трехчасовая картина (по словам режиссера это только первая часть трилогии) рассказывает историю молодого человека, который пишет сценарий и увлекается фотографией. Летом он отправляется на отдых к своим родственникам на побережье Франции. Там он проводит свои дни в компании друзей, случайных знакомых, родственников и в итоге оказывается вовлеченным в любовные хитросплетения его подруг и друзей. На самом деле у фильм нет конкретного сюжета – обычная жизнь обычных людей. Кинокритики разделились в своих мнениях по поводу картины Кешиша. Кто-то говорит, что это нельзя назвать фильмом, кто-то, что такая реалистичная передача и гениальность диалогов создают новое слово в истории кино. Действительно, несмотря на то, что фильм длится три часа, интерес к происходящему не пропадает и ощущается полное слияние с атмосферой, в которое происходят события.

 

 Человеческий поток (Human Flow), режиссер Ай Вэйвэй



mv5bnmy1mtzkmgmtywflyi00n2y0lwewywitmzy5zdc4zda4yjk1xkeyxkfqcgdeqxvymdc2ntezmw._v1_sx1777_cr001777999_al_

Эта картина была, наверное, самой ожидаемой, ведь Ай Вэйвэй известен всему миру прежде всего как художник, работы и жизнь которого обсуждают уже несколько лет. Он по праву считается одним из самых влиятельных творцов современности. Картина «Человеческий поток» - это кинодебют автора, но эксперименты с видео Ай Вэйвэй проводил уже давно. Два с половиной часа длится документальная картина о мигрантах, охватывая самые горячие и болезненные точки нашей планеты – Сирия, Бирма, Афганистан, Мексика, Южный Судан, Ирак, Палестина, Ливан и другие.

Тема действительно актуальна сегодня, а Ай Вэйэй и сам является мигрантом, так как в своей стране его преследовали. Документалисты и критики очень снисходительно оценили картину, заявляя, что тема раскрыта не до конца и что с точки зрения драматургии документального фильма, фактов и предоставления зрителю возможности услышать разнообразные мнения, она не выдержана. Лично я не являюсь кинокритиком и потому могу позволить себе сказать, что смотрела ее немного под другим углом и восприняла скорее ее, как высказывание художника, манифест, констатацию факта и наблюдение за жизнью вокруг нас. Для меня в фильме была та самая эмоция, которую я жду при просмотре фильма.

Читайте также:  Премия авансом. Соучредитель украинского Оскара рассказывает, есть ли в Украине достойное наград кино

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев