Burning Man: 7 фактов, которых вы не знаете. Блог предпринимателя

Проект Love Александра Милова. Фото: Olegu

Проект Love Александра Милова. Фото: Olegu

Билеты на этот фестиваль распродаются в течение нескольких минут по принципу лотереи. Почему?.

Burning Man – это арт-фестиваль, который ежегодно проходит в пустыне штата Невада (США) вот уже на протяжении 30 лет. Фестиваль состоит из тысяч тематических лагерей, баров, рейвов, 700 передвигающихся арт-объектов и более 300 стационарных арт-объектов и скульптур. Этот город в пустыне абсолютно автономен и живет по десяти принципам, в основе которых – концепции экологичности, толерантности, креативности и свободы самовыражения. Местная экономика не признает финансовые институты и предпочитает деньгам подарки.

На этом знания большинства о проекте Burning Man заканчиваются. И тому есть ряд причин. Основная заключается в том, что не все желающие могут посетить фестиваль. Численность населения города Блэк Рок, существующего восемь дней в году, ограничена правительством штата на уровне 70 тысяч человек, а билеты распродаются в течение нескольких минут по принципу лотереи.

Еще одна важная причина – ограниченность фотосъемки. Объективы камер далеко не всегда воспринимаются позитивно. Каждый фотограф обязан получать разрешение людей перед съемкой. И это приводит к тому, что множество церемоний и ритуалов остаются исключительно в памяти участников. Съемка запрещена, потому что камера лишь выдергивает кадр из контекста и не может передать дух самого перфоманса. Появление фото в медиа контролирует сама организация Burning Man. Перед фестивалем нужно получить разрешение на съемку для медиа, а перед публикацией – согласовать материалы. К слову, в 2011 году журнал Vogue заплатил штраф в размере $150 тысяч за нарушение этого правила.

Конечно же, съемка в личных целях для аккаунтов в Instagram и Facebook разрешена. В частности, благодаря этому в последнее время о Burning Man и узнали широкие массы. Но находясь в центре событий, ты понимаешь, что ни одна фотография не способна передать всей насыщенности картинки, глубины энергетики и духа мероприятия. Поэтому уже на второй день тебе не хочется доставать свой смартфон.

В преддверии дня продажи билетов, я попробую вдохновить вас на их покупку и поделюсь малоизвестными фактами о Burning Man.

Факт 1. Burning Man – это некоммерческий проект

Photo by George

Сложно поверить, что фестиваль, билет на который стоит почти $500, на самом деле, вне коммерции. Акционерами компании Black Rock City LLC, владеющей брендом Burning Man, являются шестеро его основателей во главе с Лари Харви. В последние годы компания отчитывается о мультимилионных доходах, но до сих пор вся полученная прибыль шла на финансирование самого фестиваля и связанных с ним благотворительных проектов.

Факт 2. Burning Man создается силами его участников

Именно такая концепция и делает его совершенно особенным, отличает от других фестивалей, где все объекты и развлечения создаются силами организаторов. Такой подход чем-то похож на выставку, каждый участник которой представляет свой стенд. Большинство объектов при этом связаны единой темой фестиваля. К примеру, тема 2017 года – радикальный ритуал. Уже предвкушаю знакомство с тысячами интересных, загадочных, насыщенных мистикой или даже религией ритуалов.

Факт 3. У Burning Man есть собственные 10 заповедей

Это не библия, но принципы, озвученные в философском центре сайта Burning Man, являются обязательными к исполнению, и за их соблюдением пристально бдят сами бёрнеры. Эти правила были сформированы только в 2004 году, к 19-ой годовщине сожжения человека, когда в событии принимало участие уже 35 000 человек. Во многом благодаря им Burning Man и обрел текущую форму.

Цель арт-объектов – заложить в наш мозг некую особенную мысль, натолкнуть на воспоминания, задать самому себе неудобные вопросы

Один из самых неочевидных принципов – «Decomodification» – отказ от коммерции и маркетинга. Соблюдение этого принципа фестивалю давалось труднее всего. К примеру, в 2007-ом, когда темой года был «Зеленый человек», сами организаторы разместили огромный павильон, где были представлены арт-объекты, научные и образовательные модели, видеоэкраны для демонстрации новых энергосберегающих технологий.

Проблема заключалась в том, что большинство объектов, представленных в павильоне, были коммерческими продуктами корпораций и стартапов из Кремниевой долины. А в качестве центральной достопримечательности красовался автомобиль Tesla Roadster. Эта история закончилась скандалом такого масштаба, что кто-то из бывалых бёрнеров в знак возмущения поджег человека уже в первый день фестиваля, намекнув таким образом, что дух Burning Man разрушен.

Одним из последних скандалов, разразившихся из-за попыток брендов использовать Burning Man для своего промо, стал случай пятилетней давности: люксовый бренд Kurg Champagne нарушил сразу несколько принципов, проведя VIP-вечеринку на фестивале ради публикаций фотографий в фэшн-журнале. Все люди, причастные к организации этого события, были пожизненно забанены для посещения Burning Man, журнал выплатил огромный штраф, а сам бренд понес репутационные и финансовые потери.

Photo by Tristan Savatier

Факт 4. Арт-объекты могут быть и бизнесом

Почему-то многие считают, что все арт-объекты после окончания Burning Man сжигают. На самом деле, горит не больше десятка объектов, включая главные – скульптура человека и храм. Большинство же артов ждет долгая и счастливая жизнь. Одни из самых ярких категорий артов – передвигающиеся, их называют Mutant Vehicle. По сути, это разнообразные танцполы на колесах с диджеями и музыкой.

Такие арт-кары не только строят на долгие годы, привозя их на Burning Man в течение десяти лет подряд, но и неплохо монетизируют между бёрнами, сдавая в аренду на фестивали, рейвы, частные вечеринки, карнавалы и другие развлекательные мероприятия по всем штатам.

Скульптуры от известнейших художников со всего мира зачастую находят своих покупателей прямо на Burning Man. И хотя коммерция на фестивале вне закона, на официальном сайте написано, что Burning Man позволяет находить потенциальных клиентов для своих работ, так как это «место, дающее уникальные возможности». Конечно же, некоторые арты создаются на гранты и добровольные пожертвования исключительно для Burning Man. Но не стоит отрицать и того факта, что такой художник получает уникальный объект в свое портфолио, после чего резко вырастает в цене.

Факт 5. Вurning man трансформирует людей

Безусловно, любой незаурядный опыт дает нам знания и делает нас мудрее. Но то, что дают восемь дней на Burning Man, трудно с чем-то сравнить.

В книге The Tribes of Burning Man говорится, что видение Ларри Харви, «отца» фестиваля, заключается в том, что само событие становится для людей ретритом. «Это что-то, что ты должен сделать однажды в жизни - как посетить Мекку для мусульман. Ты должен побывать там однажды и тебе нет нужды туда возвращаться, но если ты хочешь, то можешь» - цитирует Ларри Дейв Корен, региональный контакт Burning Man из Нью- Йорка.

Различные духовные практики – действительно распространенное явление на Burning Man, но и тем, кто далек от эзотерики, есть над чем поразмыслить. Этому способствуют сотни арт-объектов, цель которых – заложить в наш мозг некую особенную мысль, натолкнуть на воспоминания, задать самому себе неудобные вопросы, в конце концов, поселить в голове зерна различных идей. Именно это, а не рейвы, алкоголь и наркотики, является причиной трансформаций.

Факт 6. Burning Man распространяется по миру

Рhoto by SASKIA MEINTJES

В последние годы организаторы уделяют особое внимание распространению идей своего проекта в мире. Для этого они развивают региональную сеть комьюнити, в которой на сегодняшний день состоит 45 штатов США и 36 стран по всему миру. Кстати, в прошлом году последней добавленной на карту страной стала Украина. Региональные комьюнити помогают распространять идеи Burning Man, а также проводят региональные ивенты, среди которых – Precompression и Decompression, вечеринки с арт-объектами до и после Burning Man, а также региональные Burns.

Региональные Бёрны проходят по образу и подобию главного фестиваля. На них строят арт-объекты, живут в кемпах, передвигаются на арт-карах, а в конце сжигают скульптуру человека. Так, крупнейший региональный Burn, AfricaBurn, в 2016-м собрал 12 тысяч участников. Крупнейший европейский Burn, Nowhere, проходит в Испании, и в прошлом году собрал 2200 участников.

Мечтаю о том, чтобы однажды региональный Burn состоялся и в Украине. Для этого нужно, чтобы хотя бы 500 украинцев побывали на Burning Man и загорелись идеей воплотить этот уникальный проект у себя на родине.

Не могу не упомянуть проект Burners without borders, цель которого - открыть креативность в локальных комьюнити для решения проблем, приводящих к значимым изменениям. Организация реализовывает множество инициатив в области устранения последствий стихийных бедствий, финансирует образовательные проекты, помогает развивать современное искусство по всему миру.

Факт 7. В этом году на Burning Man будет первый украинский кемп

Рhoto by Maryna Sulim

Разумеется, украинцы открыли для себя Burning Man не вчера. Мой первый Бёрн был в 2013-м, но я знаю соотечественника, который побывал там еще в 2004-м. Тем не менее, нашего брата на фестивале не очень много. А когда мы разбросаны среди семидесятитысячной толпы, то становимся и вовсе незаметными. В 2015 году проект нашего соотечественника Александра Милова, Love, стал одним из главных символом фестиваля и выступал в роли этакого митинг-поинт для украинцев.

В этом году нашим художникам не повезло получить грант на арт-объект. Тем не менее, фестиваль посетит рекордное количество украинцев. Митинг-поинтом для них станет украинский кемп Kurenivka, в котором будут жить 50 человек. Мы везем в пустыню целый набор украинских ритуалов. Это будет и самогоноварение различных горилок и настоек, и плетение сакральных кукол-мотанок, а также другие интересные и необычные в тех широтах штуки. Мы очень хотим привезти на Burning Man и современное украинское звучание: с нами едут диджеи, надеюсь, присоединятся и музыканты.

Чтобы стать частью этого, вам нужно желание и билет на Burning Man. Завтра, 22 марта, открывается форма регистрации на продажу билетов. Вам нужно зарегистрировать свой Burner Profile и найти в личном кабинете кнопку регистрации на Main sale. Ровно в 10 часов вечера по Киеву, 29 марта, состоится сама продажа билетов.

Burning Man, Black Rock City, Decompression, Precompression являются зарегистрованными торговыми марками

Больше блогов здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев