Новое время

 новости, Украина, эксклюзивные комментарии, аналитика
UA RU

Как проходила и чем закончилась бессрочная акция автомобилистов на еврономерах, длившаяся два дня

После двух дней протестов был подписан меморандум о взаимопонимании с властями
Фото: Денис Казанский via Facebook

После двух дней протестов был подписан меморандум о взаимопонимании с властями

В Киеве утром 6 сентября началась акция протеста владельцев автомобилей с иностранной регистрацией, которую они назвали бессрочной, однако акция закончилась уже на следующий день, 7 сентября.

НВ рассказывает, что произошло.

Чего хотели владельцы авто на еврономерах

Накануне акции, 5 сентября, Александр Чернявский - руководитель общественной организации Авто Евро Сила, организовавшей протест, рассказал НВ Бизнес о требованиях ее участников.

Этих требований было пять:

  • Доступная растаможка для украинцев на все иностранные автомобили. С помощью единого окна и упрощенного механизма по примеру европейских стран.
  • Легализация всех автомобилей европейской регистрации, которые уже завезены в Украину. То есть установить доступную ставку общих платежей в бюджет.
  • Отмена “фальшивых” стандартов Евро-5 при ввозе и регистрации б/у автомобилей в Украине. Сделать это как в Европе: Евро-5 и Евро-6 только для производства новых автомобилей. Для машин с пробегом – только техосмотр. Сейчас в Украине для ее граждан невозможна регистрация ввезенных из-за границы автомобилей, не соответствующих стандарту Евро-5. Это означает невозможность регистрации машин старше 2010 года (когда начал действовать этот стандарт) - независимо от их технического состояния.
  • Снять ограничения на перепродажу автомобилей на еврономерах внутри страны.
  • Немедленно прекратить репрессии силовых структур против водителей автомобилей на еврономерах. Полный мораторий на дискриминацию до окончательного законодательного урегулирования. Также мораторий на репрессии со стороны ГФС предпринимателей, ставших жертвами новой системы автоматического блокирования налоговых накладных.

Первый день акции

Было анонсировано, что акция начнется в 6:00 на площади возле Верховной Рады, возле комитета ВР по таможенной и налоговой политике, на улице Грушевского (под стенами КМУ), а также на Институтской и Лютеранской улицах, которые примыкают к Администрации президента.

Действительно, СМИ сообщали, что водители стали собираться на акцию еще ночью.

Протестующие перекрыли улицу Грушевского, сообщалось также, что 6 сентября движение было сильно затруднено во всем центре Киева, в частности, на Крещатике, улице Михайловской, Парковой дороге, Бессарабской площади, Владимирском спуске и улице Московской.



Однако сколько именно человек собралось именно на эту акцию, неизвестно, поскольку под стенами парламента и вблизи правительственного квартала одновременно проходило до 10 протестных мероприятий.

6 сентября СМИ со ссылкой на главу общественной организации Авто Евро Сила Олега Ярошевича сообщили, что акция протеста владельцев автомобилей с иностранной регистрацией будет бессрочной.

"Будем продолжать акцию, пока не будет конструктивного решения вопроса", - заявил он.

Организаторы также утверждали, что в ней принимает участие пять тысяч человек. 

Реакция властей

Вечером 6 сентября акцию протеста в эфире телеканала 112 Украина прокомментировала глава парламентского Комитета по налоговой и таможенной политике Нина Южанина.

Комментарий Нины Южаниной начинается с 21 минуты 14 секунд, комментарий Ирины Луценко - с 22 минуты 18 секунды



"Выполнение требований - мы не должны об этом даже говорить. Потому что если сейчас мы себе будем допускать такую риторику, то мы развалим и бюджет страны и, в целом, бюджетную политику, которая у нас сейчас существует", - заявил она.

Ситуацию в эфире телеканала прокомментировала и представитель президента в парламенте Ирина Луценко, которая заявила, что лазейка в законе, благодаря которой в Украине появились тысячи автомобилей с иностранной регистрацией, была "жестом доброй воли", позволяющим на короткий период транзитно въехать в Украину и помочь наладить бизнес в пограничных с ЕС регионах.

"Все это вылилось в совсем другую ситуацию. Более 560 тысяч таких автомобилей. Ни одной копейки бюджет Украины от этого не получил", - заявила она.

По ее мнению, деньги от завоза таких авто получили украинские дельцы и, возможно, чиновники и нечестные таможенники, которые дают возможность ездить таким автомобилям за 200-300 евро или долларов взятки, не возвращаясь обратно за границу.

Ирина Луценко также рассказала об условиях компромисса, предложенного в комитете по Таможенной политике.

"Мы в ближайшее время - уже работает рабочая группа - закрываем границу для того, чтобы не продолжать эти транзитные передвижения, это накопление в Украине таких незаконных автомобилей", - сообщила она.

На уточняющий вопрос о сроках, за которые это должно произойти, представитель президента в Раде ответила, что, по ее мнению, речь идет об одном-двух месяцах, и соответствующий закон будет принят до ноября.



"Будет создана рабочая группа, в которой за три месяца должен быть наработан компромиссный закон о стоимости таможенной пошлины, о платежах, которые должны быть уплачены, о штрафных санкциях, которые должны быть уплачены. И сейчас нарабатываются условия моратория на проверки, на "драконовские" методы, которые якобы применяют", - сообщила также Ирина Луценко.

Она уточнила, что под "драконовскими" методами имеются в виду огромные штрафы, которые, по их словам, заставляют платить владельцев авто с иностранной регистрацией суды и налоговая, а также эвакуация правоохранителями таких автомобилей на штрафплощадки и тому подобное.

"То есть какой-то определенный период моратория на такие драконовские методы будет сделан, но граница закроется и наработается компромиссный вариант растаможивания этих автомобилей. Но не будет такого, что таможенная пошлина будет 100 долларов или 100 евро, и что другие платежи не будут уплачиваться - так быть не может. Граждане должны иметь равные условия", - подчеркнула Ирина Луценко.

Второй день акции

7 сентября владельцы автомобилей на еврономерах снова собрались под Радой - всего туда пришло около 300 человек, а около 30 из них били палками по металлическим бакам. В этот раз протестующие не стали блокировать движение по улице Грушевского.


Фото: Arut Papoian
Фото: Arut Papoian via Facebook


Через некоторое время в Нацполиции сообщили, что группа людей попыталась пожечь шины.

"Во время акции автомобилистов группа лиц принесла шины и пыталась поджечь них. В ситуацию сразу вмешались правоохранители и прекратили правонарушения. В результате одного мужчину доставили в территориальное управление полиции, чтобы выяснить мотивы и обстоятельства инцидента", - говорится в сообщении.

В полиции добавили, что, по словам организаторов акции, люди, которые пытались поджечь покрышки - провокаторы.

Во второй половине дня 7 сентября стало известно, что протестующие объявили о завершении протеста под Радой. 

Организаторы акции заявили, что представители областей разъезжаются по домам. По словам митингующих, это было коллективное решение координаторов областей.

В то же время, СМИ сообщали, что на площади перед парламентом продолжают находиться около 200 человек.

Заявление Южаниной: Растаможка от 1 тысячи евро

Вечером 7 сентября председатель Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина сообщила о достижении компромисса с владельцами автомобилей на иностранной регистрации.


По словам Южаниной, решение касается автомобилей до 2000 года выпуска / Фото: Нина Южанина via Facebook
По словам Южаниной, решение касается автомобилей до 2000 года выпуска / Фото: Нина Южанина via Facebook


СМИ сообщили, что нардеп и активисты подписали меморандум о взаимопонимании, который предусматривает принятие законодательных актов как в интересах автомобилистов на еврономерах, так и в интересах государства.

По словам Южаниной, в меморандуме речь идет о наработке законопроекта, по которому уже ввезенные в Украину авто могли бы стать на учет, быть растаможены с уплатой всех таможенных платежей.

"Когда мы посчитали, это совершенно небольшие суммы уплаты таможенных платежей. Категория до 2200 см кубических, 2-я категория автомобилей, это в районе 1 тыс. евро. Следующая категория - 1,2 - 1,4 тыс. евро", - сказала Южанина, добавив, что ставки акцизного сбора будут установлены в евро, в зависимости от объема двигателя.  

По ее словам, это решение касается авто, выпущенных после 2000 года. 

Также документом предусматривается закрытие границ для авто, которые незаконно используют режим временного ввоза или режим транзита. 

"Это действительно огромный шаг навстречу людям", - подчеркнула политик. 

Как сейчас работает схема ввоза в Украину автомобилей на еврономерах

Сегодня украинцы могут ввозить автомобили иностранной регистрации в режиме временного ввоза или транзита.

Временный ввоз не особо популярен из-за множества нюансов. Его суть такова, что на территорию Украины на собственном автомобиле въезжает гражданин Евросоюза. Тут он якобы продает свой автомобиль (выдает гендоверенность на украинца) покупателю. При этом каждый год иностранец обязан вывозить и снова ввозить автомобиль в Украину. Также раз в полгода необходимо покупать в той стране, где зарегистрирован автомобиль, полис обязательного страхования (50 евро) и проходить техосмотр, без которого автомобиль снимут с учета. А в случае, если иномарка попадет по каким-либо причинам в Украине на штрафплощадку, то забрать ее потом сможет лишь формальный владелец.

Другая схема, в режиме транзита, очень полюбилась украинцам из-за своей простоты и удобства. Работает она следующим образом:

В страну автомобиль иностранной регистрации ввозит гражданин Украины. В большинстве случаев машина оформляется на компанию в Литве, которая передает украинцу право пользования транспортным средством по договору поручения на 50 лет. Если нужно, покупателя-украинца даже могут вписать в техпаспорт.

Срок пребывания транзитной машины в стране составляет 5–10 дней. В случае, если срок пребывания превышается, сотрудники налоговой службы на границе выписывают штраф в размере 8,5 тыс. грн. При этом в Украине для проверки документов за транзитной машиной никто гоняться не будет, да и полиция не имеет доступа к базам ГФС, где документируется все, что пересекает границу.

В итоге, единственная причина, которая заставит владельца автомобиля иностранной регистрации заплатить эти 8,5 тыс. грн, остается техосмотр, который в ЕС необходимо проходить раз в пять лет.

Автомобильные юристы уверены, что владельцы автомобилей европейской регистрации не защищены в правах собственности с точки зрения украинского законодательства. Договоры, по которым они покупают эти автомобили, не имеют в стране юридической силы. То есть право использовать транспорт для личных нужд есть только у тех, кто его ввез.

Также эти автомобили угрожают и другим автовладельцам. Ведь если собственник машины с украинской регистрацией попадет в ДТП по вине иностранного авто, то он рискует не получить денежную компенсацию на ремонт от виновного.

НВ

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев